Струнный щипковый музыкальный инструмент цистра известен с XV века. В эпоху Возрождения в странах Западной Европы этот инструмент лютневого типа был популярен в народе. На цистре играли мейстерзингеры — немецкие музыканты из бюргерского сословия, — а также трубадуры. Художники и скульпторы часто изображали ее с точностью до мельчайших деталей.
В конце XVIII века цистра проникла в городскую среду. Лютня стоила дороже и была доступна только профессиональным музыкантам. Цистра была удобнее, проще в обучении, она больше подходила для любителей, однако вскоре была вытеснена гитарой.
В настоящее время цистра сохранилась только в Испании. Экспонат из собрания музея представляет собой работу французского мастера Жерара Делепланка. Он изготовил ее в 1779 году. Делапланк работал в Лилле в 1754–1790 годах.
Больше всего мастер уделял внимание именно созданию цистр и, впоследствии, гитар, хотя делал и другие струнные щипковые и смычковые инструменты. Виолы, скрипки и виолончели его работы не были высокого качества, но отличались хорошо подобранной древесиной и красивым оранжево-коричневым лаком.
Корпус цистры из собрания музея имеет грушевидную форму, деки у нее плоские, на верхней расположено круглое резонаторное отверстие в виде резной розетки. В отличие от лютни, у которой розетка вырезалась непосредственно в деке, у цистры она изготавливалась отдельно из твердых пород дерева и вставлялась в деку.
Инструмент богато украшен инкрустацией перламутром. Необычная черта цистры — особая форма короткой шейки, которая по всей длине наполовину срезана со стороны басовых струн. Предположительно это сделано для облегчения игры левой рукой. Заканчивается шейка серповидной головкой.
Гриф из черного дерева имеет 15 врезных ладов из тонкой латуни. Они слегка выступают над поверхностью грифа. Колковое устройство представляет собой металлическую накладку в виде гребня. В его отверстия вставлены металлические «шпильки», на которые накручиваются струны.
У этого инструмента четыре хора парных и три одинарные металлические струны. Звук в старину извлекался перьевым плектром, впоследствии стали играть пальцами.
В конце XVIII века цистра проникла в городскую среду. Лютня стоила дороже и была доступна только профессиональным музыкантам. Цистра была удобнее, проще в обучении, она больше подходила для любителей, однако вскоре была вытеснена гитарой.
В настоящее время цистра сохранилась только в Испании. Экспонат из собрания музея представляет собой работу французского мастера Жерара Делепланка. Он изготовил ее в 1779 году. Делапланк работал в Лилле в 1754–1790 годах.
Больше всего мастер уделял внимание именно созданию цистр и, впоследствии, гитар, хотя делал и другие струнные щипковые и смычковые инструменты. Виолы, скрипки и виолончели его работы не были высокого качества, но отличались хорошо подобранной древесиной и красивым оранжево-коричневым лаком.
Корпус цистры из собрания музея имеет грушевидную форму, деки у нее плоские, на верхней расположено круглое резонаторное отверстие в виде резной розетки. В отличие от лютни, у которой розетка вырезалась непосредственно в деке, у цистры она изготавливалась отдельно из твердых пород дерева и вставлялась в деку.
Инструмент богато украшен инкрустацией перламутром. Необычная черта цистры — особая форма короткой шейки, которая по всей длине наполовину срезана со стороны басовых струн. Предположительно это сделано для облегчения игры левой рукой. Заканчивается шейка серповидной головкой.
Гриф из черного дерева имеет 15 врезных ладов из тонкой латуни. Они слегка выступают над поверхностью грифа. Колковое устройство представляет собой металлическую накладку в виде гребня. В его отверстия вставлены металлические «шпильки», на которые накручиваются струны.
У этого инструмента четыре хора парных и три одинарные металлические струны. Звук в старину извлекался перьевым плектром, впоследствии стали играть пальцами.