Чувашская разновидность волынки, духовой язычковый инструмент с двумя одинарными тростями, получила название «шыбр» или «шапар». Музейный инструмент был изготовлен мастером Василием Емельяновичем Руссковым в 1984 году в деревне Верхние Ачаки Ядринского района Чувашской Республики.
Шыбр выполнен в традиционной манере. Воздушным резервуаром инструмента служит кожаный мешок. Он был изготовлен из коровьего желудка. Перед игрой этот мешок обычно намачивают, чтобы он стал эластичным и не пропускал воздух. В него вставлена короткая деревянная трубка из кости для вдувания воздуха и две мелодические металлические трубки, одна из них с двумя игровыми отверстиями, другая — с четырьмя.
На концы мелодических трубок надет общий раструб из коровьего рога. Пищики делаются из тростника или гусиного пера. При игре инструмент держат перед собой, нажимая локтями на пузырь во время вдоха, благодаря чему получают непрерывное звучание. Звук шыбра жужжащий и резкий, хорошо слышен на открытом воздухе.
Шыбр представляет собой один из древнейших национальных инструментов чувашей. В прошлом он применялся при совершении религиозных обрядов, в том числе звучал на весеннем земледельческом празднике венчания плуга и земли или, например, при церемонии изгнания бесов.
Звукам инструмента приписывалась таинственная, магическая и колдовская сила, которая могла быть как благодетельной, так и несущей зло. Исполнителей на шыбре уважали и боялись. Чувашских волынщиков называли «шыбрсь». Они обязательно участвовали во всех народных празднествах и мероприятиях, на ярмарках, свадьбах, похоронах.
Особым почетом волынщики были окружены на свадьбах. Звучанием шыбра открывалась праздничная церемония. Затем верхом на коне шыбрсь сопровождал жениха в поездке за невестой. Музыкант во время свадьбы располагался на особом возвышении. Он исполнял плясовые мелодии и особые обрядовые наигрыши. Перед причитанием невесты на шыбре играли специальное вступление, затем исполнялась другая мелодия, сопровождающая само причитание.
Если на свадьбе было два волынщика: один из свиты жениха, другой из свиты невесты, — то между ними завязывалось музыкально-исполнительское состязание, кто дольше сыграет без отдыха. Была известна пословица:
Шыбр выполнен в традиционной манере. Воздушным резервуаром инструмента служит кожаный мешок. Он был изготовлен из коровьего желудка. Перед игрой этот мешок обычно намачивают, чтобы он стал эластичным и не пропускал воздух. В него вставлена короткая деревянная трубка из кости для вдувания воздуха и две мелодические металлические трубки, одна из них с двумя игровыми отверстиями, другая — с четырьмя.
На концы мелодических трубок надет общий раструб из коровьего рога. Пищики делаются из тростника или гусиного пера. При игре инструмент держат перед собой, нажимая локтями на пузырь во время вдоха, благодаря чему получают непрерывное звучание. Звук шыбра жужжащий и резкий, хорошо слышен на открытом воздухе.
Шыбр представляет собой один из древнейших национальных инструментов чувашей. В прошлом он применялся при совершении религиозных обрядов, в том числе звучал на весеннем земледельческом празднике венчания плуга и земли или, например, при церемонии изгнания бесов.
Звукам инструмента приписывалась таинственная, магическая и колдовская сила, которая могла быть как благодетельной, так и несущей зло. Исполнителей на шыбре уважали и боялись. Чувашских волынщиков называли «шыбрсь». Они обязательно участвовали во всех народных празднествах и мероприятиях, на ярмарках, свадьбах, похоронах.
Особым почетом волынщики были окружены на свадьбах. Звучанием шыбра открывалась праздничная церемония. Затем верхом на коне шыбрсь сопровождал жениха в поездке за невестой. Музыкант во время свадьбы располагался на особом возвышении. Он исполнял плясовые мелодии и особые обрядовые наигрыши. Перед причитанием невесты на шыбре играли специальное вступление, затем исполнялась другая мелодия, сопровождающая само причитание.
Если на свадьбе было два волынщика: один из свиты жениха, другой из свиты невесты, — то между ними завязывалось музыкально-исполнительское состязание, кто дольше сыграет без отдыха. Была известна пословица: