Ханукой называется самый известный еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней, до 2 или 3 тевета. Кислев в еврейском календаре обычно соответствует ноябрю-декабрю григорианского, а тевет — декабрю-январю.
Иерусалимский храм, который служил центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры, был захвачен в 170 году до нашей эры Антиохом IV Эпифаном. Правитель стремился обратить евреев в греческое вероисповедание. Так, он ввел запрет на чтение Торы, а также на многие другие еврейские обряды и традиции. Через год после захвата Храма он осквернил святыню, отправив священные предметы в Сирию и разместив в Храме идолов.
В 167 году до нашей эры вспыхнуло восстание, вошедшее в историю как восстание Маккавеев. Его участники разгромили и изгнали греко-сирийские войска с Храмовой горы, очистили Иерусалимский храм, освятили жертвенник и возобновили службу. Название праздника, установленного в честь этой победы, происходит, как считают исследователи, от выражения «ханукат ха-мизбеах», что означает «освящение (или обновление) жертвенника».
Согласно преданию, сохраненному в Талмуде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, им необходимо было зажечь менору, чтобы освятить его. После продолжительных поисков они обнаружили только один кувшин с чистым маслом. Его было так мало, что заправленные им светильники горели бы только сутки. Однако маккавеи все же зажгли менору, и произошло чудо: огонь не гас на протяжении восьми дней — ровно столько, сколько понадобилось для приготовления нового чистого масла для всех светильников.
Одним из главных обрядов Хануки в наши дни остается зажигание ханукальной лампы — ханукии. Представленная в экспозиции лампа украшена двумя виноградными ветками, а также фигурками львов и бегущих серебряных оленей.
Огонь ханукии напоминает о духовной стойкости и победе святости над нечистотой, света над окружающей тьмой. Светильники, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют произошедшее чудо.
Иерусалимский храм, который служил центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры, был захвачен в 170 году до нашей эры Антиохом IV Эпифаном. Правитель стремился обратить евреев в греческое вероисповедание. Так, он ввел запрет на чтение Торы, а также на многие другие еврейские обряды и традиции. Через год после захвата Храма он осквернил святыню, отправив священные предметы в Сирию и разместив в Храме идолов.
В 167 году до нашей эры вспыхнуло восстание, вошедшее в историю как восстание Маккавеев. Его участники разгромили и изгнали греко-сирийские войска с Храмовой горы, очистили Иерусалимский храм, освятили жертвенник и возобновили службу. Название праздника, установленного в честь этой победы, происходит, как считают исследователи, от выражения «ханукат ха-мизбеах», что означает «освящение (или обновление) жертвенника».
Согласно преданию, сохраненному в Талмуде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, им необходимо было зажечь менору, чтобы освятить его. После продолжительных поисков они обнаружили только один кувшин с чистым маслом. Его было так мало, что заправленные им светильники горели бы только сутки. Однако маккавеи все же зажгли менору, и произошло чудо: огонь не гас на протяжении восьми дней — ровно столько, сколько понадобилось для приготовления нового чистого масла для всех светильников.
Одним из главных обрядов Хануки в наши дни остается зажигание ханукальной лампы — ханукии. Представленная в экспозиции лампа украшена двумя виноградными ветками, а также фигурками львов и бегущих серебряных оленей.
Огонь ханукии напоминает о духовной стойкости и победе святости над нечистотой, света над окружающей тьмой. Светильники, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют произошедшее чудо.