В 988 году Русь приняла крещение и стала перенимать многие византийские традиции. Одной из характерных черт религиозного сознания стала вера в особый патронат над страной Богоматери. Первый русский по происхождению киевский митрополит Иларион в XI веке в Слове о законе и благодати писал, что князь Владимир крестил Русь и «предал свой народ и град святой в покровительство Скорой помощнице христианам Пресвятой и Преславной Богородице».
Существует несколько сочинений, посвященных иконе. Самое древнее — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» — исследователи датируют XII веком. Его потом не раз редактировали и писали по нему самостоятельные сочинения.
До середины V века икона, которую позже назвали Владимирской, оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году прислали на Русь — в подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверга. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, пожелал иметь прославленную святыню у себя, перевез ее на север, во Владимир, и поместил в Успенском соборе. С того времени икона и стала именоваться Владимирской.
В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, образ отправили в Москву. 26 августа по старому стилю установлен торжественный церковный праздник Сретения (встречи) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На месте, где встречали икону в Москве, построили храм, а вокруг него — Сретенский монастырь.
В Государственном историческом музее хранится один из списков старинного образа, его создал в конце XVII века неизвестный художник. Он представляет собой складень — икону со створками. В центре мастер разместил живописное изображение Богоматери с младенцем Иисусом. Его украсили дорогим окладом с жемчугами, цветными эмалями. Над Богородицей мастер выгравировал образ Христа Спасителя, а на створках — святых и сцену Благовещения.
Существует несколько сочинений, посвященных иконе. Самое древнее — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» — исследователи датируют XII веком. Его потом не раз редактировали и писали по нему самостоятельные сочинения.
До середины V века икона, которую позже назвали Владимирской, оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году прислали на Русь — в подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверга. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, пожелал иметь прославленную святыню у себя, перевез ее на север, во Владимир, и поместил в Успенском соборе. С того времени икона и стала именоваться Владимирской.
В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, образ отправили в Москву. 26 августа по старому стилю установлен торжественный церковный праздник Сретения (встречи) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На месте, где встречали икону в Москве, построили храм, а вокруг него — Сретенский монастырь.
В Государственном историческом музее хранится один из списков старинного образа, его создал в конце XVII века неизвестный художник. Он представляет собой складень — икону со створками. В центре мастер разместил живописное изображение Богоматери с младенцем Иисусом. Его украсили дорогим окладом с жемчугами, цветными эмалями. Над Богородицей мастер выгравировал образ Христа Спасителя, а на створках — святых и сцену Благовещения.