Илия пророк — один из самых почитаемых в христианском мире ветхозаветных пророков. Он жил в первой половине IX века до нашей эры. По преданию, за аскетическую жизнь и борьбу с язычеством по окончании земного служения был взят в огненной колеснице живым на небо. Илию пророка на Руси почитали как прорицателя и грозного обличителя идолопоклонства. Также ему приписывали чудодейственную власть над стихийными силами природы — грозой и тучами, громом и молниями.
Согласно легенде, Илия должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, поэтому в новозаветных текстах его отождествляли с Иоанном Крестителем. А взятие Илии на небо, так называемое «Огненное восхождение», толкуется также как прообраз «Вознесения Господня». Память святого празднуется 2 августа по новому стилю.
Икона «Огненное восхождение Илии пророка» рассказывает о нескольких сценах из жизни святого. Композиция двухрядная, в ней противопоставлены «земная» и «небесная» сферы. Внизу в центре — изображен Илия в пустыне (в пещере), к нему подлетает ворон, который несет пищу. По легенде, пророк бежал от преследования, жил в пустыне и только ворон спас его от голодной смерти. Внизу справа — спящему Илие является ангел. Внизу слева изображен речной поток, на его берегу стоит ученик Илии Елисей, он взмахнул над водой чудодейственной милотью Илии — плащом из овечьей шерсти.
Всю верхнюю часть композиции — «небо» — занимает огненный вихрь с многочисленными языками пламени. Илия на огненной колеснице, запряженной крылатыми конями, покидает землю. А свою милоть он сбрасывает Елисею, который стоит на земле, воздев руки к небу.
Колорит иконы характерен для местной приенисейской иконописной традиции — темно-зеленый и сизо-синий оттенки фона дополнены крупными пятнами красного и коричневого цветов с включением охры и белил. Позем — условное изображение земли — обозначен горками, художник нанес их широкими мазками разбеленной краски. Узкие черные поля картины отделены от средника — центральной части — белильной линией. Картину обрамляет двойная бело-красная опушь — тонкая полоса по краю.
Икона «Огненное восхождение Илии Пророка» поступила в музей в 1984 году от художника Владимира Капелько. В 2012 году ее восстановил реставратор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова Дмитрий Ильин.
Согласно легенде, Илия должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, поэтому в новозаветных текстах его отождествляли с Иоанном Крестителем. А взятие Илии на небо, так называемое «Огненное восхождение», толкуется также как прообраз «Вознесения Господня». Память святого празднуется 2 августа по новому стилю.
Икона «Огненное восхождение Илии пророка» рассказывает о нескольких сценах из жизни святого. Композиция двухрядная, в ней противопоставлены «земная» и «небесная» сферы. Внизу в центре — изображен Илия в пустыне (в пещере), к нему подлетает ворон, который несет пищу. По легенде, пророк бежал от преследования, жил в пустыне и только ворон спас его от голодной смерти. Внизу справа — спящему Илие является ангел. Внизу слева изображен речной поток, на его берегу стоит ученик Илии Елисей, он взмахнул над водой чудодейственной милотью Илии — плащом из овечьей шерсти.
Всю верхнюю часть композиции — «небо» — занимает огненный вихрь с многочисленными языками пламени. Илия на огненной колеснице, запряженной крылатыми конями, покидает землю. А свою милоть он сбрасывает Елисею, который стоит на земле, воздев руки к небу.
Колорит иконы характерен для местной приенисейской иконописной традиции — темно-зеленый и сизо-синий оттенки фона дополнены крупными пятнами красного и коричневого цветов с включением охры и белил. Позем — условное изображение земли — обозначен горками, художник нанес их широкими мазками разбеленной краски. Узкие черные поля картины отделены от средника — центральной части — белильной линией. Картину обрамляет двойная бело-красная опушь — тонкая полоса по краю.
Икона «Огненное восхождение Илии Пророка» поступила в музей в 1984 году от художника Владимира Капелько. В 2012 году ее восстановил реставратор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова Дмитрий Ильин.