В районе села Замятино Задонского района Липецкой области поселение людей существовало еще в V веке. Среди жителей поселка был мастер по изготовлению гребней. Подобные вещи требовали большого профессионализма в изготовлении и были достаточно дороги. Материалом при создании поделок обычно служили сброшенные рога лося, которые заготавливались осенью.
Гребни делали из лопатки рога, отростки мастер срубал и спиливал. После этого рога надолго клали в воду и распаривали. Для того чтобы получить плоские заготовки, мастер аккуратно подтесывал их, состругивал и шлифовал. Затем с помощью тонкой пилы и острого лезвия выпиливал спинку гребня и его зубцы.
Гребенки обрабатывались металлическими пилами самых разных размеров — от очень грубых до тончайших. Ширина некоторых пропилов не превышала 1 мм, следовательно, толщина полотна пилы была еще меньше. При изготовлении гребня иногда использовался примитивный токарный лучковый станок. Он приводился в движение помощником мастера. С его помощью просверливали отверстия у основания спинки.
Гребень касался волос — источника жизненной силы человека, в славяно-русской мифологии этот предмет считался своеобразным талисманом, люди верили, что он изгоняет злых духов. Другое название гребня — конек. Культ коня и его символика — это символ очищения, борьбы со злыми духами.
Гребни могли выступать как символ плодородия, орошения. Его форма отражала мужское начало, зубья имитировали дождь. В позднее время в русских селениях замужние женщины должны были даже дома ходить с покрытой головой. Носить волосы распущенными традиция разрешала только лишь во время трагедии, смерти родственника.
Волосы как сосредоточение силы показывать запрещалось. Открыть их для мира со злыми силами означало навлечь на себя беду. Гребни, подобные предметам из коллекции музея, были распространены от территории Скандинавского полуострова до Северного Причерноморья. Это одна из многих находок, которая показывает перемещение германских племен с северо-запада на юго-восток. Видимо, гребенщики, мастерские которых были обнаружены возле Замятино, являются выходцами с запада и относятся к германской языковой группе.
Гребни делали из лопатки рога, отростки мастер срубал и спиливал. После этого рога надолго клали в воду и распаривали. Для того чтобы получить плоские заготовки, мастер аккуратно подтесывал их, состругивал и шлифовал. Затем с помощью тонкой пилы и острого лезвия выпиливал спинку гребня и его зубцы.
Гребенки обрабатывались металлическими пилами самых разных размеров — от очень грубых до тончайших. Ширина некоторых пропилов не превышала 1 мм, следовательно, толщина полотна пилы была еще меньше. При изготовлении гребня иногда использовался примитивный токарный лучковый станок. Он приводился в движение помощником мастера. С его помощью просверливали отверстия у основания спинки.
Гребень касался волос — источника жизненной силы человека, в славяно-русской мифологии этот предмет считался своеобразным талисманом, люди верили, что он изгоняет злых духов. Другое название гребня — конек. Культ коня и его символика — это символ очищения, борьбы со злыми духами.
Гребни могли выступать как символ плодородия, орошения. Его форма отражала мужское начало, зубья имитировали дождь. В позднее время в русских селениях замужние женщины должны были даже дома ходить с покрытой головой. Носить волосы распущенными традиция разрешала только лишь во время трагедии, смерти родственника.
Волосы как сосредоточение силы показывать запрещалось. Открыть их для мира со злыми силами означало навлечь на себя беду. Гребни, подобные предметам из коллекции музея, были распространены от территории Скандинавского полуострова до Северного Причерноморья. Это одна из многих находок, которая показывает перемещение германских племен с северо-запада на юго-восток. Видимо, гребенщики, мастерские которых были обнаружены возле Замятино, являются выходцами с запада и относятся к германской языковой группе.