В 2005 году экспедиция Воронежского университета под руководством Ильи Евгеньевича Сафонова проводила охранные работы в кургане, который находится на южной окраине Липецка, вблизи села Ленино. В это время здесь было открыто женское сарматское погребение высокого социального ранга.
Начало сооружения кургана относится к эпохе средней бронзы — середине II тысячелетия до н. э. Уже в то время его высота была не менее трех метров. В начале I тысячелетия н. э. в имеющийся курган было совершено сарматское захоронение, а его насыпь увеличена. К началу раскопок его высота составляла около 3,5 метров при диаметре 40–45 метров.
В результате исследований археологам удалось установить, что захоронение оказалось дважды ограбленным. Первый раз — еще в древности, второй — в XVIII–XIX веках. Того немногого, что осталось в могиле после грабителей, оказалось вполне достаточно, чтобы оценить культурную принадлежность и высокий социальный ранг захоронения.
В погребении сохранились золотые фигурки животных, литое бронзовое кольцо с фигуркой горного козла, сероглиняный и краснолаковый кувшины, бронзовые фибулы, фрагменты стеклянных тарелок, золотые обоймочки-оковки от деревянного кубка, золотые нашивные бляшки и украшения, фрагмент серебряного сосуда, куски румян двух цветов — пунцового и розового.
Ключевой находкой был золотой орел — царская птица, древний геральдический знак. Сарматы были древними иранцами по языку и этносу. Золотой орел мог быть воплощением божества Хварно. Сарматы называли его Фарн. Это понятие также присутствовало в мировоззрении северных иранских племен. Хорошо известно широкое использование основы «фарн» в именах сарматских царей и божеств: Арифарн, Сайтафарн, Уатафарн.
По древнейшим мифологическим представлениям иранцев, Фарн являлся символом и материальным воплощением власти, залогом удачи, славы, богатства, а также гарантом процветания народа и стабильности государства. Для царей Хварно (или Фарн) являлся знаком богоизбранности, царственной принадлежности; для героев — залогом их славы и победоносности.
Начало сооружения кургана относится к эпохе средней бронзы — середине II тысячелетия до н. э. Уже в то время его высота была не менее трех метров. В начале I тысячелетия н. э. в имеющийся курган было совершено сарматское захоронение, а его насыпь увеличена. К началу раскопок его высота составляла около 3,5 метров при диаметре 40–45 метров.
В результате исследований археологам удалось установить, что захоронение оказалось дважды ограбленным. Первый раз — еще в древности, второй — в XVIII–XIX веках. Того немногого, что осталось в могиле после грабителей, оказалось вполне достаточно, чтобы оценить культурную принадлежность и высокий социальный ранг захоронения.
В погребении сохранились золотые фигурки животных, литое бронзовое кольцо с фигуркой горного козла, сероглиняный и краснолаковый кувшины, бронзовые фибулы, фрагменты стеклянных тарелок, золотые обоймочки-оковки от деревянного кубка, золотые нашивные бляшки и украшения, фрагмент серебряного сосуда, куски румян двух цветов — пунцового и розового.
Ключевой находкой был золотой орел — царская птица, древний геральдический знак. Сарматы были древними иранцами по языку и этносу. Золотой орел мог быть воплощением божества Хварно. Сарматы называли его Фарн. Это понятие также присутствовало в мировоззрении северных иранских племен. Хорошо известно широкое использование основы «фарн» в именах сарматских царей и божеств: Арифарн, Сайтафарн, Уатафарн.
По древнейшим мифологическим представлениям иранцев, Фарн являлся символом и материальным воплощением власти, залогом удачи, славы, богатства, а также гарантом процветания народа и стабильности государства. Для царей Хварно (или Фарн) являлся знаком богоизбранности, царственной принадлежности; для героев — залогом их славы и победоносности.