В ноябре 2005 года на левом берегу реки Дон в Лебедянском районе Липецкой области во время распашки была обнаружена каменная статуя. Она была выполнена из серого местного песчаника в технике низкого барельефа. Мастер постарался придать лицу четкие черты. Оно получилось широкое, одутловатое.
У статуи выделены плечи и подбородок, брови и нос изображены объемно, в виде буквы Т. Нос прямой, глаза выпуклые, рот прочерчен глубокой прямой линией. Погрудная часть изваяния находится в хорошем состоянии, однако поиски нижней части статуи успехом не увенчались. Скульптура датируется промежутком с XI по XII век.
Это время, когда территория современной Липецкой области являлась пограничьем между южной Русью и половецкой степью. Подобные каменные изваяния принадлежали половцам и обозначали их родовую территорию. Как правило, статуи стояли на водоразделах, возвышенностях или курганах (земляных насыпях), которые были сооружены задолго до появления в степных краях этого кочевого народа — в эпоху бронзы и раннего железного века.
Эти места половцы превращали в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей. Каменные статуи свидетельствуют о существовании культа предков у половцев. Русское название половецких изваяний «баба», вероятно, происходит от тюркского слова «вава», что значит «предок», либо от «балбал» — «дед-отец».
Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов, женские статуи — женам военной знати, которые во время отсутствия мужей выполняли их управленческие функции.
В старинных письменных источниках неоднократно упоминались каменные изваяния, которые встречались на территории Липецкой области, но до недавнего времени ни одного не было найдено. Обнаружение этого предмета стало настоящей сенсацией. В 2018 году статуя была безвозмездно передана в фонд Липецкого областного краеведческого музея краеведом Кириллом Олеговичем Надовым.
У статуи выделены плечи и подбородок, брови и нос изображены объемно, в виде буквы Т. Нос прямой, глаза выпуклые, рот прочерчен глубокой прямой линией. Погрудная часть изваяния находится в хорошем состоянии, однако поиски нижней части статуи успехом не увенчались. Скульптура датируется промежутком с XI по XII век.
Это время, когда территория современной Липецкой области являлась пограничьем между южной Русью и половецкой степью. Подобные каменные изваяния принадлежали половцам и обозначали их родовую территорию. Как правило, статуи стояли на водоразделах, возвышенностях или курганах (земляных насыпях), которые были сооружены задолго до появления в степных краях этого кочевого народа — в эпоху бронзы и раннего железного века.
Эти места половцы превращали в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей. Каменные статуи свидетельствуют о существовании культа предков у половцев. Русское название половецких изваяний «баба», вероятно, происходит от тюркского слова «вава», что значит «предок», либо от «балбал» — «дед-отец».
Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов, женские статуи — женам военной знати, которые во время отсутствия мужей выполняли их управленческие функции.
В старинных письменных источниках неоднократно упоминались каменные изваяния, которые встречались на территории Липецкой области, но до недавнего времени ни одного не было найдено. Обнаружение этого предмета стало настоящей сенсацией. В 2018 году статуя была безвозмездно передана в фонд Липецкого областного краеведческого музея краеведом Кириллом Олеговичем Надовым.