Палантин (от фр. palantine от раlаtin — «пфальцский») — женская длинная накидка прямоугольной формы. Она может быть летней, лёгкой или осенне-зимней, отделанной мехом или полностью меховой, сшитой или связанной вручную. В настоящее время палантины создают из шерсти, шёлка, льна, атласа и многих других материалов. Их также вяжут на машине или ручным способом (спицами, крючком) из ниток разной цветовой гаммы, плотности, состава, фактуры и в разнообразных техниках.
Размер традиционного палантина — не менее полуметра шириной и до двух метров длиной. Нередко его украшают кистями, бахромой, узорами, бисером и другим.
В экспозиции «Кузнецкая путеводительница» чёрный палантин символизирует траур: вдова Мария Дмитриевна Исаева, будущая супруга писателя Ф.М. Достоевского, переживает в Кузнецке огромное личное горе — смерть мужа Александра Ивановича от чахотки.
Несмотря на печальные события, на продолжительность траурного периода и сопутствующие ограничения в ношении одежды и бытовом поведении, женщины в XIX веке старались выглядеть всегда красиво. Помимо искусно выполненных палантинов, шалей, составляющих важную часть траурного наряда, они включали в свой гардероб траурные шляпки с чёрными перьями, атласными лентами и вуалью, броши и кольца ручной работы с волосом умершего, богато декорированные траурные платья, расшитые чёрным кружевом, тесьмой, лентами, стеклярусом, бисером.
Траурный женский палантин изготовлен вручную на коклюшках из тонких чёрных хлопчатобумажных ниток. Его размер — 180×45 см. Орнамент кружевного рисунка имеет особенную ритмику и характер: основная его часть представляет собой сетку-паутинку, на которой расположены крупные выразительные опахала и небольшие четырехлепестковые и восьмилепестковые цветочные розетки; с трех сторон кружевное полотно обрамлено узором из вееров и гребешков, четвертая же сторона палантина украшена традиционным для вологодского кружева геометрическим узором-«вилюшкой». Кружево палантина сцепное, обладает мягкими округлыми контурами. Все фигуры, созданные в центральной части палантина, сливаются в едином линейном ритме и образуют стройную композицию, как будто заключенную в затейливую рамку.
Палантины, косынки, воротники и другие изделия, созданные умелыми руками, всегда считались товарами высокого качества и показателем изысканного вкуса их владелицы. Впервые такое кружево начали плести на территории Европы для представителей европейской знати, затем эта мода охватила другие страны, в том числе — Россию. Наиболее активно плели кружево на территории Вологодской области. Сначала мастерицы подражали европейским образцам, потом стали придумывать собственные узоры и мотивы.