Самый торжественный из образов Иисуса Христа, главных в русской иконописи, именуется «Царь Царем» («Царь Царей»), иначе — «Царь Славы» или «Спас Великий Архиерей». Христос предстает здесь и Царем, и Судией, и новозаветным Первосвященником.
Иконографическим источником для образа служат слова из Откровения Иоанна Богослова: «На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих“» (Откр. 19:16), а также из Посланий Апостола Павла: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15), «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Евр.5:6).
Создание первой иконы этого извода приписывают преподобному Алипию Печерскому, иноку Киево-Печерского монастыря (XI–XII вв.). Она носила название «Царь Царем», или «Предста Царица»: благословляющему Христу, облаченному в митру, крестчатый саккос и омофор, предстояли Богоматерь в царских одеждах и Иоанн Креститель. Впоследствии именно эта композиция стала более распространенной, изображение Иисуса Христа без предстоящих довольно редко.
Представленная икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны.
Спаситель изображен строго фронтально, со взглядом, устремленным на подошедшего к иконе.
Одежды и атрибуты подчеркивают царское и архиерейское величие. Это золотые саккос и лорум (лор) — широкая длинная лента, украшенная драгоценными камнями, жемчужной обнизью и розетками. Так же украшено и оплечье. Высокая золотая корона одновременно напоминает митру и императорскую корону.
Скипетр и держава увенчаны крестами; зерцало державы выполнено в серых тонах, с изображением небесных светил. Богато украшен престол: резным растительным орнаментом, позолотой (боковины спинки) и серебрением (спинка и ножки); ноги Спасителя опираются на светло-охряное подножие основания трона.
Лик Иисуса выполнен в светотеневой манере, которая придает объем изображению.
В краеведческий музей города Балахны на постоянное хранение икона поступила 28 февраля 1977 года. В июле 2016 года была проведена реставрация памятника. Реставраторы отметили, что по стилю письма икона схожа с иконой из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Христос Великий Архиерей, с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским». Автор этого образа установлен, это был мастер Оружейной палаты Московского Кремля, ученик Симона Ушакова Георгий Терентьев Зиновьев, известна и дата написания — 1681 год, Москва.
Это центральный образ в комплексе икон, написанных в одном стиле, с бледно-зеленым фоном.
Иконографическим источником для образа служат слова из Откровения Иоанна Богослова: «На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих“» (Откр. 19:16), а также из Посланий Апостола Павла: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15), «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Евр.5:6).
Создание первой иконы этого извода приписывают преподобному Алипию Печерскому, иноку Киево-Печерского монастыря (XI–XII вв.). Она носила название «Царь Царем», или «Предста Царица»: благословляющему Христу, облаченному в митру, крестчатый саккос и омофор, предстояли Богоматерь в царских одеждах и Иоанн Креститель. Впоследствии именно эта композиция стала более распространенной, изображение Иисуса Христа без предстоящих довольно редко.
Представленная икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны.
Спаситель изображен строго фронтально, со взглядом, устремленным на подошедшего к иконе.
Одежды и атрибуты подчеркивают царское и архиерейское величие. Это золотые саккос и лорум (лор) — широкая длинная лента, украшенная драгоценными камнями, жемчужной обнизью и розетками. Так же украшено и оплечье. Высокая золотая корона одновременно напоминает митру и императорскую корону.
Скипетр и держава увенчаны крестами; зерцало державы выполнено в серых тонах, с изображением небесных светил. Богато украшен престол: резным растительным орнаментом, позолотой (боковины спинки) и серебрением (спинка и ножки); ноги Спасителя опираются на светло-охряное подножие основания трона.
Лик Иисуса выполнен в светотеневой манере, которая придает объем изображению.
В краеведческий музей города Балахны на постоянное хранение икона поступила 28 февраля 1977 года. В июле 2016 года была проведена реставрация памятника. Реставраторы отметили, что по стилю письма икона схожа с иконой из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Христос Великий Архиерей, с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским». Автор этого образа установлен, это был мастер Оружейной палаты Московского Кремля, ученик Симона Ушакова Георгий Терентьев Зиновьев, известна и дата написания — 1681 год, Москва.
Это центральный образ в комплексе икон, написанных в одном стиле, с бледно-зеленым фоном.