Горшок — глиняный сосуд с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, и круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшок служил для приготовления, хранения и подачи на стол различных кушаний.
Для изготовления этой посуды использовалась глина — пористый материал, благодаря которому создается необходимая вентиляция и продукты долго не портятся. Форму горшку придавали двумя способами — налепным и вытяжным. В первом случае гончар скатывал из глины жгуты, накладывал их один на другой, формируя стенки будущего сосуда, и одновременно разглаживал их мокрой тряпкой для придания силуэта. Для второго способа требовался ножной гончарный круг, сам же сосуд заданной формы вытягивался из глиняной заготовки вручную. Пластичный материал практически не ограничивал фантазию мастера в плане декора.
Одна из самых характерных черт символики горшка — его антропоморфизм. В русском языке элементы горшка отождествляются с частями человеческого тела (горло, губа, ручка, носик), в поговорках — с головой («голова как пустой горшок»). В обрядах горшок выступал в качестве «заместителя» человека, а в загадках он превращался в участника важных для человека событий, заодно примеряя на себя и сценарий человеческой жизни: «Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке, вывели меня на торжище, пришла девица, ударила золотым кольцом мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие».
Многие значимые этапы человеческой жизни, связанные с изменением статуса, сопровождались битьем посуды. С молитвой били горшки при трудных родах; после обеда в честь крестин кум разбивал горшок, а вместе с ним, символически, и болезни крестника. В горшке хранили «двойника» новорожденного — плаценту. В конце свадебного пиршества горшок закидывали на печь и желали молодым столько детей, на сколько черепков он расколется. Битьем горшков встречали утро после первой брачной ночи, но уже с другим подтекстом: подтверждали, что невеста потеряла свою «цельность» только этой ночью. В погребальном обряде разбивали горшки, из которых обмывали усопшего, что символизировало окончание жизни.
При этом дурной приметой считалось, если горшок давал трещину без видимой причины: это означало недовольство предков.
Горшок с кашей был признаком благосостояния: его привязывали к матице при строительстве дома, желая хозяевам богатства, и ставили в избе на самое высокое место при крестинах — чтобы ребенок рос сильным и высоким.
Для изготовления этой посуды использовалась глина — пористый материал, благодаря которому создается необходимая вентиляция и продукты долго не портятся. Форму горшку придавали двумя способами — налепным и вытяжным. В первом случае гончар скатывал из глины жгуты, накладывал их один на другой, формируя стенки будущего сосуда, и одновременно разглаживал их мокрой тряпкой для придания силуэта. Для второго способа требовался ножной гончарный круг, сам же сосуд заданной формы вытягивался из глиняной заготовки вручную. Пластичный материал практически не ограничивал фантазию мастера в плане декора.
Одна из самых характерных черт символики горшка — его антропоморфизм. В русском языке элементы горшка отождествляются с частями человеческого тела (горло, губа, ручка, носик), в поговорках — с головой («голова как пустой горшок»). В обрядах горшок выступал в качестве «заместителя» человека, а в загадках он превращался в участника важных для человека событий, заодно примеряя на себя и сценарий человеческой жизни: «Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке, вывели меня на торжище, пришла девица, ударила золотым кольцом мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие».
Многие значимые этапы человеческой жизни, связанные с изменением статуса, сопровождались битьем посуды. С молитвой били горшки при трудных родах; после обеда в честь крестин кум разбивал горшок, а вместе с ним, символически, и болезни крестника. В горшке хранили «двойника» новорожденного — плаценту. В конце свадебного пиршества горшок закидывали на печь и желали молодым столько детей, на сколько черепков он расколется. Битьем горшков встречали утро после первой брачной ночи, но уже с другим подтекстом: подтверждали, что невеста потеряла свою «цельность» только этой ночью. В погребальном обряде разбивали горшки, из которых обмывали усопшего, что символизировало окончание жизни.
При этом дурной приметой считалось, если горшок давал трещину без видимой причины: это означало недовольство предков.
Горшок с кашей был признаком благосостояния: его привязывали к матице при строительстве дома, желая хозяевам богатства, и ставили в избе на самое высокое место при крестинах — чтобы ребенок рос сильным и высоким.