В XIX веке на территории Российской империи стал активно развиваться часовой промысел. Если до сих пор напольные и настенные часы были украшением гостиных в знатных домах, теперь кустари-умельцы начали создавать более доступные модели — ходики. В «Энциклопедическом словаре» Фридриха Брокгауза и Ильи Ефрона (1903) они характеризовались как «дешевые и грубые стенные часы, так называемые „ходунцы“ или „екальщики“».
В заключении Высшего совета народного хозяйства 1920-х годов ходики именуются часами «крестьянского типа», причем указывается, что «этих часов, примитивных по конструкции, выпускалось ежегодно свыше 1 500 000 штук».
Ходики с гиревым приводом представляли собой деревянный корпус с заключенным в него механизмом и прикрепленным металлическим циферблатом. Такие часы в конце XIX века были популярны среди зажиточных крестьян и отходников, работавших на городских заводах и фабриках. Цена ходиков была вполне доступной. Но крестьяне, жившие вдали от города, как правило, не умели ими пользоваться: не знали римских цифр, не могли завести и при необходимости починить прибор. Поэтому зачастую ходики служили не прибором для определения времени, а престижным предметом интерьера. Нередко изображением часов украшали вологодские сундуки, северодвинские и городецкие прялки, поволжские солонки и пряничные доски.
«Часы для красы, а время по солнцу» — говорили в деревне. Во время летних полевых работ время вычисляли по положению светила относительно приметных деталей ландшафта или по длине человеческой тени. Своеобразные солнечные часы были и в домах: на лавке или подоконнике делали зарубки, и по падающим на них лучам определяли время завтрака, обеда и ужина. Специальное устройство требовалось только темными зимними вечерами. Для фабричных крестьян временным ориентиром служили свистки фабрики, отмечавшие начало и конец рабочего дня.
В южных губерниях знатоками часов считались солдаты. У них можно было купить карманные часы, научиться «читать» время по циферблату. Они же могли назвать точное время и умели проверить правильность хода домашних ходиков.
Представленные часы были изготовлены на фабрике Торгового дома Боруха Рейнина в Москве — одного из крупнейших российских производителей часов. Их циферблат украшает растительный орнамент и репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Под венец» (1890).
В заключении Высшего совета народного хозяйства 1920-х годов ходики именуются часами «крестьянского типа», причем указывается, что «этих часов, примитивных по конструкции, выпускалось ежегодно свыше 1 500 000 штук».
Ходики с гиревым приводом представляли собой деревянный корпус с заключенным в него механизмом и прикрепленным металлическим циферблатом. Такие часы в конце XIX века были популярны среди зажиточных крестьян и отходников, работавших на городских заводах и фабриках. Цена ходиков была вполне доступной. Но крестьяне, жившие вдали от города, как правило, не умели ими пользоваться: не знали римских цифр, не могли завести и при необходимости починить прибор. Поэтому зачастую ходики служили не прибором для определения времени, а престижным предметом интерьера. Нередко изображением часов украшали вологодские сундуки, северодвинские и городецкие прялки, поволжские солонки и пряничные доски.
«Часы для красы, а время по солнцу» — говорили в деревне. Во время летних полевых работ время вычисляли по положению светила относительно приметных деталей ландшафта или по длине человеческой тени. Своеобразные солнечные часы были и в домах: на лавке или подоконнике делали зарубки, и по падающим на них лучам определяли время завтрака, обеда и ужина. Специальное устройство требовалось только темными зимними вечерами. Для фабричных крестьян временным ориентиром служили свистки фабрики, отмечавшие начало и конец рабочего дня.
В южных губерниях знатоками часов считались солдаты. У них можно было купить карманные часы, научиться «читать» время по циферблату. Они же могли назвать точное время и умели проверить правильность хода домашних ходиков.
Представленные часы были изготовлены на фабрике Торгового дома Боруха Рейнина в Москве — одного из крупнейших российских производителей часов. Их циферблат украшает растительный орнамент и репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Под венец» (1890).