Автор картины «Псы-рыцари» Гавриил Горелов окончил Пензенское художественное училище, где ему преподавал известный художник Константин Савицкий. Горелов без вступительного экзамена был принят в Петербургскую академию художеств. В Академии одним из его учителей стал Илья Репин — ключевая фигура русского реализма. Уже в студенческие годы определились творческие интересы Горелова: под влиянием Репина он начал работать в историческом жанре. Всю жизнь художник ориентировался на работы своего учителя — об этом свидетельствует и массовость сцен, и психологизм в трактовке образов, присущие его картинам.
После революции 1917 года Горелов продолжал писать исторические полотна. Он входил в Ассоциацию художников революционной России, создавал многофигурные композиции на революционные темы, но больше всего по-прежнему увлекался отечественной историей.
Полотно «Псы-рыцари» стало классикой исторического жанра в русском изобразительном искусстве ХХ века. Картина создана художником в 1947 году. В том же году с огромным успехом работа экспонировалась на Всесоюзной выставке в Москве. Она произвела фурор прежде всего благодаря героико-патриотической тематике: изображенный сюжет связан с победой Александра Невского над Тевтонским орденом и Ледовым побоищем. Картину сразу включили в число наиболее удачных произведений автора — к тому моменту уже известного мастера исторического жанра.
Сюжет этой многофигурной композиции восходит к одной из героических страниц российской истории — освобождению Пскова, северной твердыни русских земель, от рыцарей Тевтонского ордена. В 1242 году русские ополченцы и новгородские дружины под предводительством Александра Невского освободили город от полуторагодичной оккупации. Гавриил Горелов изобразил момент ввода в Псков связанных пленных рыцарей. В образах простых людей художник отразил радость, ликование, гордость, ощущение духа единения от всеобщей народной победы.
«Псы-рыцари» — эпитет, который Карл Маркс употребил в отношении рыцарей Тевтонского ордена в рукописи «Хронологические выписки». Выражение стало крылатым, а образ псов-рыцарей обрел популярность после выхода фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
В музей живописное полотно поступило в 1948 году из Комитета по делам искусств при Совете министров СССР.
После революции 1917 года Горелов продолжал писать исторические полотна. Он входил в Ассоциацию художников революционной России, создавал многофигурные композиции на революционные темы, но больше всего по-прежнему увлекался отечественной историей.
Полотно «Псы-рыцари» стало классикой исторического жанра в русском изобразительном искусстве ХХ века. Картина создана художником в 1947 году. В том же году с огромным успехом работа экспонировалась на Всесоюзной выставке в Москве. Она произвела фурор прежде всего благодаря героико-патриотической тематике: изображенный сюжет связан с победой Александра Невского над Тевтонским орденом и Ледовым побоищем. Картину сразу включили в число наиболее удачных произведений автора — к тому моменту уже известного мастера исторического жанра.
Сюжет этой многофигурной композиции восходит к одной из героических страниц российской истории — освобождению Пскова, северной твердыни русских земель, от рыцарей Тевтонского ордена. В 1242 году русские ополченцы и новгородские дружины под предводительством Александра Невского освободили город от полуторагодичной оккупации. Гавриил Горелов изобразил момент ввода в Псков связанных пленных рыцарей. В образах простых людей художник отразил радость, ликование, гордость, ощущение духа единения от всеобщей народной победы.
«Псы-рыцари» — эпитет, который Карл Маркс употребил в отношении рыцарей Тевтонского ордена в рукописи «Хронологические выписки». Выражение стало крылатым, а образ псов-рыцарей обрел популярность после выхода фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
В музей живописное полотно поступило в 1948 году из Комитета по делам искусств при Совете министров СССР.