У коренных народов Севера, где природа может быть враждебной к человеку и столкновение с ней иногда стоит жизни, существовало негласное правило — не закрывать на засов избу и оставлять спички на видном месте. Таким образом, странники могли найти в любом доме ночлег, развести огонь и согреться даже в отсутствие хозяев. Если хозяева оказывались дома, то путникам был обеспечен радушный прием.
Часто гостями становились незнакомые люди. В доме обсуждали последние известия, чинили снасти, а также вместе разгадывали головоломки. Игрушки коренных народов Севера никогда не были простым развлечением. Благодаря им из поколения в поколение люди передавали образ мышления, знания и умения. Через них готовили детей к взрослой жизни, воспитывали будущих охотников, оленеводов, хозяек домашнего очага.
Головоломка «Стоимостью лошади с жеребенком» — одна из самых популярных игр хантов. Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не справился с ней. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой загадки. Старый охотник согласился сделать это только в обмен на лошадей. Купец отдал ему лошадей, а игра получила свое название.
Игра представляет собой деревянную палочку с закругленными углами и тремя квадратными отверстиями — по бокам и в центре. Через центральное отверстие крепят веревочный узел, а концы веревки разводят по боковым отверстиям — таким образом получаются две петли. В каждую петлю продето по одному деревянному колечку.
Задача состоит в том, чтобы переместить одно из колечек на соседнюю петлю, не развязывая узлов. Для этого узел в центре дощечки растягивали, вытянув его так, чтобы через петлю прошло колечко. Дальше через это же центральное отверстие вытягивали весь узел «на себя» и, по принципу «куда веревочка — туда и колечко», проносили фишку, после чего весь узел возвращали на место в центральное отверстие.
Игра «Стоимостью лошади с жеребенком» помогала развить смекалку, логическое мышление, внимание, память, воспитать настойчивость и выдержку. Играли в нее в любое время, количество игроков было произвольным.