Традиционная игровая культура коренных народов Севера — это отдельная, самобытная система воспитания детей. Через игру люди из поколения в поколение передавали знания и навыки будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, хозяйкам и хранительницам домашнего очага.
В традиционной семье коренных народов Севера к игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать их и обучать младших братьев и сестер. Работая своими руками, ребенок постигал значение предмета, технологию его изготовления, учился уважать свой и чужой труд, беречь вещи.
Все детские игрушки ханты традиционно мастерили из природных материалов: глины, бересты, дерева, кожи, меха. Прежде игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы.
Игрушки у коренных народов Севера были не столько развлечением, сколько ключом к пониманию окружающего мира и своего места в нем. Так, девочки с пяти лет учились шить себе куколок и национальную одежду для них — а ко времени, когда приходила пора идти замуж, девушка уже могла кроить сложные меховые одежды и обувь для всей своей семьи.
Цепочка из коллекции Этнографического музея села Варьёган изготовлена из соединенных беличьих хвостиков. Всего в ней 82 колечка. С помощью таких цепочек хантыйские дети учились считать. Количество колец увеличивалось с каждым охотничьим сезоном — ребенок также привыкал наблюдать за течением времени.
Когда отец-охотник добывал белок, каждая часть тушки находила свое применение: лапки использовали в качестве оберега, шкурки шли на пошив традиционной зимней одежды, мясо употребляли в пищу, а костяная часть хвоста шла на увеличение длины детской игрушки-цепочки.
Колечки для цепочки делали следующим образом: отделенную часть позвонков хвоста белки очищали от мяса, жира и других органических веществ, скрепляли скручиванием, вставляя тонкий кончик хвоста в место среза от хребта.
В наши дни самодельные игрушки почти вышли из обихода коренных малочисленных народов Севера. Их мастерят лишь в редких семьях, которые по-прежнему ведут традиционный образ жизни.