Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дом с мезонином»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гильотинка

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
25x35 см
Техника
дерево, металл; литье
0
Открыть в приложении
#2
До изобретения песка и рафинада в кубиках во всем мире сахар продавали большими сахарными головами. Они бывали от одного фунта до пуда весом, а для колки такой головы использовали щипцы и специальные гильотины. В доме, где вырос академик Иван Петрович Павлов, сахарная гильотина стояла в буфете, пользоваться ею мог только отец Пётр. Детям было не по силам расколоть сахарную голову на куски, зато им разрешалось подобрать сахарные крошки из деревянного ящика, в котором была закреплена гильотинка.

Поэт и сатирик Сергей Горный был на 30 лет моложе Ивана Павлова, однако его воспоминания очень похожи на описание быта в доме Павловых:
#7
Тут же был (стыдливо вдвинутый в тень буфета) странный, похожий на гильотину, прибор: чтоб колоть сахар. Тогда кусочков сахара, пиленых кубиков, почти не было. Это было внове. Кололи большую голову сахара, — отхватывали, оттяпывали куски, — ударяли секачем по пальцам. Всякое бывало. Потом подбирали крошки, делали из бумаги желобок и ссыпали все в сахарницу. Морозным и снежным был колкий сахар.
#6
Гильотинка для колки сахара была устроена по принципу ножниц. Два лезвия были закреплены на деревянном основании с бортиками — невысокими планками, которые не позволяли обломкам сахара упасть на пол. Один нож с зубцами, длиной 22 см, был неподвижен, а другой, вдвое длиннее и с деревянной ручкой, был укреплен под наклоном и мог двигаться. Его лезвие остро затачивали с обеих сторон. Именно верхний нож, опускаясь вниз, откалывал кусочки сахара.

Сахар в XIX веке в России был дорогим продуктом, поэтому чайная церемония предполагала скромное его употребление. Чай пили «вприкуску», «вдогонку», «внакладку», «вприглядку» и «вприлизку» с сахаром. Петербургский писатель и издатель рассказов Антона Чехова Николай Лейкин писал о своих детских годах:
#8
Помню, первая моя исповедь заключалась в расспросах со стороны священника: чей ты такой, не обманываешь ли родителей, не таскаешь ли украдкой сахар из сахарницы?
#9
Такой вопрос на исповеди мог задать своим детям и отец Пётр Павлов.
#10
Гильотинка
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гильотинка

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
25x35 см
Техника
дерево, металл; литье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%