Духовой клавишный инструмент. Корпус инструмента фанерован розовым деревом с многочисленными интарсиями, исполненными в технике маркетри (цветы, геометрический орнамент); плакировки по внутреннему краю крышек, пюпитр и внутренняя крышка — из палисандра. Многочисленные украшения из бронзы в форме бордюров (края крышек и корпуса), музыкальных инструментов, виньеток и 4 путти (верхние два из которых являются одновременно подсвечниками). Ручки 15 регистров выведены на клавиатурную доску; по бокам клавиатуры два регистра «forte». Две педали для нагнетания воздуха.
Фисгармония
Время создания
1850-е
Место создания
Франция, Париж
Размер
67х150х12,7 см
Техника
дерево, бронза, фанеровка, плакировка, интарсия
Коллекция
13
Открыть в приложении#4
Фисгармония
#2
#3
Изобрели фисгармонию в самом начале XIX века. Воздух здесь нагнетается с помощью специальных мехов, спрятанных внутри. Музыкант попеременно нажимает на большущие педали внизу инструмента и таким образом накачивает воздух. Звук рождается из колебаний металлических язычков, на которые направляется воздушная струя.
#6
Созданию музыкального инструмента поспособствовал целый ряд событий. Органных дел мастер чех Ф. Киршник, который в 1784 году проживал в Санкт-Петербурге, придумал новый способ извлечения звуков. Он изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить. Все зависело от того, на какую глубину нажимал клавишу исполнитель («двойной нажим»). Именно этот механизм В.Ф. Одоевский применил в 1849 году при изготовлении мини-органа «Себастианон». В 1790 году в Варшаве учеником Киршника Ракницом, было внесено изменение в оркестрион Г.И. Фоглера (проскакивающие язычки), с которым тот гастролировал по многим странам мира. Устройство продолжило совершенствоваться, каждый раз вносилось что-то новое.
Прообраз фисгармонии — орган экспрессив создал Г.Ж. Гренье в 1810 году. В 1816 году, усовершенствованный инструмент был представлен немецким мастером И.Д. Бушманом, а в 1818 году венским мастером А. Хеклем. Именно А. Хекль назвал инструмент «фисгармонией». Позднее А.Ф. Дебеном была изготовлена фисгармония меньших размеров, по форме напоминавшая пианино.
В 1854 году французский мастер В. Мюстель презентовал фисгармонию, имеющую «двойную выразительность» («double expression»). Инструмент был с двумя мануалами, 6-20 регистрами, которые включались при помощи деревянных рычагов или нажатием кнопок. Клавиатура была поделена на две стороны (левую и правую). Внутри находились два действующих «набора» планок с регистрами.
Начиная с XIX века, конструкция продолжила совершенствоваться. Сначала в инструмент ввели perkussion, с помощью которого можно было подавать четкую атаку звука, затем устройство prolongement, которое позволяло продлевать звук.
В XIX–XX веке фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В это время «фисгармонию» часто называли «органом». Но, так ее называли только те, кто был далек от музыки, поскольку орган является духовым трубчатым инструментом, а фисгармония — язычковым.
С середины XX века она становится все менее популярной. Сегодня фисгармоний изготавливается не так много, ее покупают только истинные поклонники. Инструмент и сейчас очень полезен для профессиональных органистов во время репетиций, разучивания новых композиций и для тренировки рук и ног.
Прообраз фисгармонии — орган экспрессив создал Г.Ж. Гренье в 1810 году. В 1816 году, усовершенствованный инструмент был представлен немецким мастером И.Д. Бушманом, а в 1818 году венским мастером А. Хеклем. Именно А. Хекль назвал инструмент «фисгармонией». Позднее А.Ф. Дебеном была изготовлена фисгармония меньших размеров, по форме напоминавшая пианино.
В 1854 году французский мастер В. Мюстель презентовал фисгармонию, имеющую «двойную выразительность» («double expression»). Инструмент был с двумя мануалами, 6-20 регистрами, которые включались при помощи деревянных рычагов или нажатием кнопок. Клавиатура была поделена на две стороны (левую и правую). Внутри находились два действующих «набора» планок с регистрами.
Начиная с XIX века, конструкция продолжила совершенствоваться. Сначала в инструмент ввели perkussion, с помощью которого можно было подавать четкую атаку звука, затем устройство prolongement, которое позволяло продлевать звук.
В XIX–XX веке фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В это время «фисгармонию» часто называли «органом». Но, так ее называли только те, кто был далек от музыки, поскольку орган является духовым трубчатым инструментом, а фисгармония — язычковым.
С середины XX века она становится все менее популярной. Сегодня фисгармоний изготавливается не так много, ее покупают только истинные поклонники. Инструмент и сейчас очень полезен для профессиональных органистов во время репетиций, разучивания новых композиций и для тренировки рук и ног.
#5
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Фисгармония
Время создания
1850-е
Место создания
Франция, Париж
Размер
67х150х12,7 см
Техника
дерево, бронза, фанеровка, плакировка, интарсия
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться