В 1930-е годы в коллекцию музея поступила маленькая гармоника, принадлежавшая Петру Елисеевичу Емельянову. Его сценический псевдоним — Петр Невский. Гармоника череповецкая отличалась крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса.
Этот хроматический инструмент конструкции Петра Елисеевича имеет семь клавиш для правой руки и пять кнопок для левой руки. Похожие инструменты в XIX веке называли «акробатическими гармониками» и «лилипут-гармониками», но в народе закрепилось другое название: дело в том, что руки артиста, полусогнутые при игре на маленькой гармонике, напоминали панцирь небольшой черепахи. Именно поэтому маленькие однорядные гармоники до сих пор носят название «черепашки Невского».
Петр Елисеевич Емельянов, русский гармонист, куплетист, исполнитель песен собственного сочинения, народных «песен-скороговорок», танцор и балалаечник, выступал на эстраде и виртуозно играл на маленьких и миниатюрных гармониках.
Артист родился в 1849 году в Санкт-Петербурге в семье сапожника. К двадцати годам самостоятельно по слуху научился играть на тульской гармонике. Его первые выступления прошли в богатых торговых городах Поволжья. Кардинально изменила его жизнь встреча с цирковой труппой Юровых — музыкантов-эксцентриков с мировой славой.
Петр Невский с успехом гастролировал в Турции, Бельгии, Чехии, Польше, Германии, Англии, Франции, Монако. По возвращении в Россию в репертуаре гармониста появился новый номер «Путешествие по Европе». В шутливой музыкально-стихотворной форме под несмолкаемый хохот зала Петр Невский рассказывал о европейских городах. Номер заканчивался куплетом «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет».
Популярность Невского была всенародной. Его репертуар включал также обработки произведений Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Джузеппе Верди. В 1896 году Петр Невский был приглашен на торжества по случаю коронации императора Николая II.
В фондах музея хранится восемь восковых валиков для фонографа с записями выступлений Петра Елисеевича. Они изготовлены в 1898 году, Невский записал попурри, куплеты, поговорки, а также вальс «Десять звуков» собственного сочинения.
Этот хроматический инструмент конструкции Петра Елисеевича имеет семь клавиш для правой руки и пять кнопок для левой руки. Похожие инструменты в XIX веке называли «акробатическими гармониками» и «лилипут-гармониками», но в народе закрепилось другое название: дело в том, что руки артиста, полусогнутые при игре на маленькой гармонике, напоминали панцирь небольшой черепахи. Именно поэтому маленькие однорядные гармоники до сих пор носят название «черепашки Невского».
Петр Елисеевич Емельянов, русский гармонист, куплетист, исполнитель песен собственного сочинения, народных «песен-скороговорок», танцор и балалаечник, выступал на эстраде и виртуозно играл на маленьких и миниатюрных гармониках.
Артист родился в 1849 году в Санкт-Петербурге в семье сапожника. К двадцати годам самостоятельно по слуху научился играть на тульской гармонике. Его первые выступления прошли в богатых торговых городах Поволжья. Кардинально изменила его жизнь встреча с цирковой труппой Юровых — музыкантов-эксцентриков с мировой славой.
Петр Невский с успехом гастролировал в Турции, Бельгии, Чехии, Польше, Германии, Англии, Франции, Монако. По возвращении в Россию в репертуаре гармониста появился новый номер «Путешествие по Европе». В шутливой музыкально-стихотворной форме под несмолкаемый хохот зала Петр Невский рассказывал о европейских городах. Номер заканчивался куплетом «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет».
Популярность Невского была всенародной. Его репертуар включал также обработки произведений Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Джузеппе Верди. В 1896 году Петр Невский был приглашен на торжества по случаю коронации императора Николая II.
В фондах музея хранится восемь восковых валиков для фонографа с записями выступлений Петра Елисеевича. Они изготовлены в 1898 году, Невский записал попурри, куплеты, поговорки, а также вальс «Десять звуков» собственного сочинения.