Под общим названием бирбине в Литве известны две разновидности духовых пастушеских инструментов. Обе представлены в коллекции музея. Одна из разновидностей такого аэрофона изготавливалась из тонкого тростника. Язычок надрезали на самом стволе инструмента.
Вторая разновидность бирбине отличалась наличием мундштука. К нему привязывалась одинарная трость, как у оркестрового кларнета. На нижний конец одевали раструб из коровьего рога, иногда его делали из бересты или дерева.
На корпусе традиционных бирбине обычно просверливали четыре, пять или шесть игровых отверстий. Звучание этого духового музыкального инструмента отличалось силой и резкостью. На бирбине исполняли танцы и старинные народные многоголосные песни — сутартинес, что означает «быть в согласии». Сутартинес исполнялись на свадьбах, во время работы. В 2010 году этот тип народных песен вошел в список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО.
Играли на бирбине соло, дуэтом или трио, а также в ансамбле с другими инструментами, чаще всего со скрипкой и гармоникой. В прошлом бирбине был распространен повсеместно, но в ХIХ веке стал постепенно исчезать. К концу XIX века под влиянием классических инструментов, таких как кларнет, бирбине был усовершенствован. В ХХ столетии бирбине начал возрождаться на концертной эстраде.
Один из экспонатов музея представляет собой модернизированный бирбине с 11 игровыми отверстиями. Судя по надписи Ansamblis Lietuva на инструменте, он звучал во время выступлений Государственного академического ансамбля народных песен и танцев «Летува».
Настоящей гордостью коллектива «Летува» был их оркестр, который состоял исключительно из литовских народных инструментов. Это и несколько канклес — струнных инструментов типа гуслей, — и деревянный колокольчик скрабалай. Из духовых инструментов задействовали флейту лумздялис, многоствольную флейту скудучяй, а также несколько бирбине, на которых обычно исполнялась ведущая мелодия.
Для духовой группы оркестра ансамбля «Летува» литовскими мастерами были сконструированы бирбине сопрано, бирбине тенор и бирбине бас.
Вторая разновидность бирбине отличалась наличием мундштука. К нему привязывалась одинарная трость, как у оркестрового кларнета. На нижний конец одевали раструб из коровьего рога, иногда его делали из бересты или дерева.
На корпусе традиционных бирбине обычно просверливали четыре, пять или шесть игровых отверстий. Звучание этого духового музыкального инструмента отличалось силой и резкостью. На бирбине исполняли танцы и старинные народные многоголосные песни — сутартинес, что означает «быть в согласии». Сутартинес исполнялись на свадьбах, во время работы. В 2010 году этот тип народных песен вошел в список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО.
Играли на бирбине соло, дуэтом или трио, а также в ансамбле с другими инструментами, чаще всего со скрипкой и гармоникой. В прошлом бирбине был распространен повсеместно, но в ХIХ веке стал постепенно исчезать. К концу XIX века под влиянием классических инструментов, таких как кларнет, бирбине был усовершенствован. В ХХ столетии бирбине начал возрождаться на концертной эстраде.
Один из экспонатов музея представляет собой модернизированный бирбине с 11 игровыми отверстиями. Судя по надписи Ansamblis Lietuva на инструменте, он звучал во время выступлений Государственного академического ансамбля народных песен и танцев «Летува».
Настоящей гордостью коллектива «Летува» был их оркестр, который состоял исключительно из литовских народных инструментов. Это и несколько канклес — струнных инструментов типа гуслей, — и деревянный колокольчик скрабалай. Из духовых инструментов задействовали флейту лумздялис, многоствольную флейту скудучяй, а также несколько бирбине, на которых обычно исполнялась ведущая мелодия.
Для духовой группы оркестра ансамбля «Летува» литовскими мастерами были сконструированы бирбине сопрано, бирбине тенор и бирбине бас.