В XIX столетии на крестьянскую архитектуру повлияло распространение судостроения в селениях, расположенных по берегам реки Волги. Взаимосвязь искусства украшать суда и дома отражена в старинных названиях резьбы: «корабельная», «барочная», «судовая». Популярна была и «глухая резьба» — она выполнялась высоким рельефом по сплошному, глухому фону, который называли землей. Создавали резной узор на избах и судах, как правило, одни и те же мастера: зимой они работали на постройке судов, а с весны ходили по деревням, сооружая и отделывая крестьянские дома. В Нижегородской губернии особенным мастерством славились владимирские плотники, так называемые «аргуны» и «якуши».
Сергиево-Посадский музей-заповедник обладает обширной коллекцией архитектурной поволжской резьбы ХIХ века. Она состоит из различных деталей украшений домов: резных причелин — торцевых планок на коньке крыши, карнизных и лобовых досок, пилястр, наличников окон, воротной и калитной арок и целого фронтона — верхней части дома.
Фронтон крестьянской избы работы народного мастера Михаила Малышева — пример поволжской домовой резьбы. Экспонат привезли из деревни Малые Вишенки Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Особая ценность музейного памятника — своеобразный автограф «МММ» (Мастер Михаил Малышев) и дата создания дома «1882», вырезанные на лобовой доске. По сохранившимся сведениям, полный убор дома мастер выполнил самостоятельно, без помощников. За месяц он украсил богатой резьбой 140 погонных метров досок.
Пышная поволжская домовая резьба отличается от сдержанного декора дома Русского Севера. В основу образной системы поволжской резьбы положен растительный побег, его могут дополнять фантазийные изображения зверей и птиц. Резной декор фронтона работы Михаила Малышева отличает композиционная завершенность и скульптурная проработанность каждой детали. Как и на других поволжских избах, здесь тоже можно увидеть растительный орнамент, который состоит из выразительных округлых завитков, побегов, листьев, многолепестковых цветов, гроздьев винограда и изящных вазонов-бантов.
Сергиево-Посадский музей-заповедник обладает обширной коллекцией архитектурной поволжской резьбы ХIХ века. Она состоит из различных деталей украшений домов: резных причелин — торцевых планок на коньке крыши, карнизных и лобовых досок, пилястр, наличников окон, воротной и калитной арок и целого фронтона — верхней части дома.
Фронтон крестьянской избы работы народного мастера Михаила Малышева — пример поволжской домовой резьбы. Экспонат привезли из деревни Малые Вишенки Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Особая ценность музейного памятника — своеобразный автограф «МММ» (Мастер Михаил Малышев) и дата создания дома «1882», вырезанные на лобовой доске. По сохранившимся сведениям, полный убор дома мастер выполнил самостоятельно, без помощников. За месяц он украсил богатой резьбой 140 погонных метров досок.
Пышная поволжская домовая резьба отличается от сдержанного декора дома Русского Севера. В основу образной системы поволжской резьбы положен растительный побег, его могут дополнять фантазийные изображения зверей и птиц. Резной декор фронтона работы Михаила Малышева отличает композиционная завершенность и скульптурная проработанность каждой детали. Как и на других поволжских избах, здесь тоже можно увидеть растительный орнамент, который состоит из выразительных округлых завитков, побегов, листьев, многолепестковых цветов, гроздьев винограда и изящных вазонов-бантов.