На стенках и ручках средневековых сосудов часто встречаются характерные метки-граффити. Как правило, это условные знаки, которые ставили хозяева сосудов или таможенники.
Историк Вадим Владиславович Майко писал, что изучение подобных тарных знаков — это «междисциплинарная тема», которая требует «знаний не только конкретного археологического материала, но и специальной филологической подготовки, [знания] греческого языка и смысла древних византийских лигатур». К тому же фрагментарность граффити усложняет атрибутирование, а установить связь меток «с именем владельца… или мастерских <…> с этническим или родовым происхождением мастера или владельца» практически невозможно. Ничего не говорят эти знаки и об объеме и содержимом тары.
Более редки сюжетные граффити с изображениями событий средневековой жизни, как на представленном фрагменте пифоса.
На глиняной поверхности автор поместил сцену схватки между конными и пешими воинами на фоне кораблей. Несмотря на схематичность изображения, хорошо различимы щиты и копья всадников, элементы сбруи и подпруги, поводьев и седел лошадей. Очевидно, рисунок воспроизводит столкновение воинов, высадившихся на дикий берег для пополнения запасов воды, с аборигенами.
Рисунок представляет интерес как иллюстрация к истории мореплавания. Письменные источники сообщают, что в античный период торговые суда проделывали путь от Херсонеса до Феодосии в каботажном плавании. Это кажется странным при условии хорошо развитой навигации и при том, что плавание вдоль берегов грозило встречей с пиратами или столкновением с подводными рифами.
Ответ на вопрос помогли найти подводно-археологические исследования, проведенные в бассейнах Чёрного и Средиземного морей, и наблюдения за маршрутами парусных судов вдоль южного берега Крыма. Оказалось, что, держась ближе к берегу, суда укрывались от ветров, дующих с Главной гряды. Ветра были настолько сильными, что могли отнести груженое судно в открытое море, а там, без возможности приблизиться к берегу, его почти наверняка ждала гибель — более вероятная, чем от рук пиратов-тавров.
Подобные случаи подтверждают многочисленные находки целых амфор, пифосов и других предметов корабельного груза, которые поднимают тралы рыболовных сейнеров в двух-трех километрах от берега с глубины от 60 до 80 метров.
Изучение этих кораблекрушений, разбросанных вдоль Южного берега Крыма, — задача ближайшего будущего и новых подводных технологий.