В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представлено несколько десятков осколков изразцов. Одним из уникальных экспонатов является фрагмент поливного изразца с арабскими буквами.
Золотоордынские города Поволжья впитали в себя среднеазиатские традиции градостроения. Под влиянием искусства Средней Азии в таких населенных пунктах сложились собственные обычаи внешней орнаментации зданий. Керамическая плитка стала одним из видов архитектурного декора, который был распространен в Золотой Орде.
В те времена среди прочих видов керамики мастера изготавливали полихромные майолики — это изразцы из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, которые покрывались глазурью. Данный изразец был изготовлен именно таким способом. Поливой или глазурью называли тонкий слой стекловидного покрытия, который наносился на поверхность керамического изделия.
Полихромные изразцы были настоящими произведениями искусства. Общественные здания — мечети, учебные заведения медресе, мавзолеи, дворцы ханов и знати — были богато украшены ими. Наиболее типичными цветами считались различные оттенки синего и голубого, а также белый.
В декоре зданий Золотой Орды применялись в основном глазури без окиси свинца, что придавало им большую устойчивость к погодным условиям. Для создания изделия в технике прозрачной глазури требовалась светлая основа, в качестве которой использовались красная глина и кашин, он получался благодаря соединению мелкого кварцевого песка, белой глины и извести с последующим обжигом при температуре 1000–1200 °C.
Изразец из собрания музея несет на себе фрагмент арабской надписи. Это является свидетельством исламизации Золотой Орды, которая произошла в XIV веке при хане Узбеке (1313–1342 годы). Ученые выяснили, что данный предмет был изготовлен захваченными пленниками.
Обычно арабские надписи использовались для того, чтобы составить с помощью керамических плиток отрывки из Корана и восточной поэзии. Такие сакральные и торжественные надписи выполнялись каллиграфическим куфическим письмом. Растительный орнамент, который сохранился на керамической плитке, связан с символикой ислама.
Золотоордынские города Поволжья впитали в себя среднеазиатские традиции градостроения. Под влиянием искусства Средней Азии в таких населенных пунктах сложились собственные обычаи внешней орнаментации зданий. Керамическая плитка стала одним из видов архитектурного декора, который был распространен в Золотой Орде.
В те времена среди прочих видов керамики мастера изготавливали полихромные майолики — это изразцы из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, которые покрывались глазурью. Данный изразец был изготовлен именно таким способом. Поливой или глазурью называли тонкий слой стекловидного покрытия, который наносился на поверхность керамического изделия.
Полихромные изразцы были настоящими произведениями искусства. Общественные здания — мечети, учебные заведения медресе, мавзолеи, дворцы ханов и знати — были богато украшены ими. Наиболее типичными цветами считались различные оттенки синего и голубого, а также белый.
В декоре зданий Золотой Орды применялись в основном глазури без окиси свинца, что придавало им большую устойчивость к погодным условиям. Для создания изделия в технике прозрачной глазури требовалась светлая основа, в качестве которой использовались красная глина и кашин, он получался благодаря соединению мелкого кварцевого песка, белой глины и извести с последующим обжигом при температуре 1000–1200 °C.
Изразец из собрания музея несет на себе фрагмент арабской надписи. Это является свидетельством исламизации Золотой Орды, которая произошла в XIV веке при хане Узбеке (1313–1342 годы). Ученые выяснили, что данный предмет был изготовлен захваченными пленниками.
Обычно арабские надписи использовались для того, чтобы составить с помощью керамических плиток отрывки из Корана и восточной поэзии. Такие сакральные и торжественные надписи выполнялись каллиграфическим куфическим письмом. Растительный орнамент, который сохранился на керамической плитке, связан с символикой ислама.