Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История края с 1589 года до начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фрагмент поливного изразца

Время создания
XIII–XIV века
Размер
22,5x28,5 см
Техника
ручная работа, керамика
3
Открыть в приложении
#4
В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представлено несколько десятков осколков изразцов. Одним из уникальных экспонатов является фрагмент поливного изразца с арабскими буквами.

Золотоордынские города Поволжья впитали в себя среднеазиатские традиции градостроения. Под влиянием искусства Средней Азии в таких населенных пунктах сложились собственные обычаи внешней орнаментации зданий. Керамическая плитка стала одним из видов архитектурного декора, который был распространен в Золотой Орде.

В те времена среди прочих видов керамики мастера изготавливали полихромные майолики — это изразцы из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, которые покрывались глазурью. Данный изразец был изготовлен именно таким способом. Поливой или глазурью называли тонкий слой стекловидного покрытия, который наносился на поверхность керамического изделия.

Полихромные изразцы были настоящими произведениями искусства. Общественные здания — мечети, учебные заведения медресе, мавзолеи, дворцы ханов и знати — были богато украшены ими. Наиболее типичными цветами считались различные оттенки синего и голубого, а также белый.

В декоре зданий Золотой Орды применялись в основном глазури без окиси свинца, что придавало им большую устойчивость к погодным условиям. Для создания изделия в технике прозрачной глазури требовалась светлая основа, в качестве которой использовались красная глина и кашин, он получался благодаря соединению мелкого кварцевого песка, белой глины и извести с последующим обжигом при температуре 1000–1200 °C.

Изразец из собрания музея несет на себе фрагмент арабской надписи. Это является свидетельством исламизации Золотой Орды, которая произошла в XIV веке при хане Узбеке (1313–1342 годы). Ученые выяснили, что данный предмет был изготовлен захваченными пленниками.

Обычно арабские надписи использовались для того, чтобы составить с помощью керамических плиток отрывки из Корана и восточной поэзии. Такие сакральные и торжественные надписи выполнялись каллиграфическим куфическим письмом. Растительный орнамент, который сохранился на керамической плитке, связан с символикой ислама.
#6
Фрагмент поливного изразца
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фрагмент поливного изразца

Время создания
XIII–XIV века
Размер
22,5x28,5 см
Техника
ручная работа, керамика
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%