История развития Борисоглебска складывалась в несколько этапов. Представленная панорама отразила вид города, который пришелся на третий период, охвативший вторую половину XIX и начало XX веков, когда сформировался архитектурный облик города, который сохранился до настоящего времени.
Изначально, в 1698 году, Борисоглебск создавался как военный и оборонительный пункт против захватчиков, однако к середине XIX века утратил свое военное значение за счет увеличения южных границ.
Город начал развивать торговлю, ремесла. Со второй половины XIX века были открыты многочисленные предприятия различных направлений, в том числе промышленные. Торговцы активно занимались продажей хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственной отрасли, изделий из кожи. Выгодно было и расположение Борисоглебска, которое давало возможность доступа к нескольким крупным водным портам России, что позволило наладить оживленную торговлю товарами разных видов с заграничными купцами.
Спокойные времена и экономический рост привел к росту численности местного населения, и он начал расширяться территориально. Территория города постепенно застраивалась административными зданиями, банками, больницами, торговыми точками и учебными заведениями, библиотеками. Формировалась и промышленная зона: мастерские, паровые мельницы и казенный винный завод. Немаловажным событием для жителей города стало появление Грязе-Царицынской железной дороги в 1869 году. Именно по ней возили в больших количествах хлеб, рыбу, соль. Борисоглебск к 1914 году был условно разделен на две части — западную и восточную, ограниченную с южной стороны железной дорогой.
Культурная жизнь города также била ключом, в XIX веке начала выходить газета «Тамбовские губернские ведомости», а также «Тамбовские епархиальные ведомости». В конце того же столетия купцом Николаем Ивановым было построено здание, в котором он разместил сцену и положил начало театральной сфере в родном городе.
В 1884 году в одном из выпусков «Тамбовских губернских ведомостей» была опубликована статья, в которой автор хвалебно отмечал деятельность родного театра, а также подчеркнул, что такого рода искусство больше не воспринималось как греховное, а находилось жителями Борисоглебска полезным и нужным.