С помощью деревянной разъемной формы готовили к Воскресению Христову традиционное угощение — творожную или сырную пасху. Подобные приспособления были во многих сибирских семьях — и у крестьян, и у богатых горожан. Форму традиционно изготавливали в виде усеченной четырехгранной пирамиды: она символизировала Голгофу, где, по Новому Завету, распяли Иисуса Христа.
Пасочницу из коллекции Архиерейского дома собрали из четырех гладких дощечек, плотно пригнанных друг к другу. Соединяются они при помощи специальных замков-пазов. На внутренней поверхности вырезан неглубокий узор. На одной стороне изображены крест, копье и губка, с которой в библейском предании поили распятого Христа. На трех других повторяется церковнославянская надпись: «Воистину Христос Воскресе». Мастер вырезал буквы в зеркальном отражении, чтобы на готовой пасхе текст отпечатался правильно. Узоры на деревянной поверхности со временем слегка сгладились.
Кроме изображений креста и надписей «Христос Воскресе», на пасочницах вырезали и другие рисунки: голубей, ангелов, виноградные лозы, силуэты храмов, церковные купола.
Пасху традиционно готовили из творога, сметаны, сахара и яичных желтков. Их смешивали до однородной массы, затем добавляли изюм, орехи или цукаты. Форму заполняли готовой смесью и оставляли ее на ночь в прохладном месте, чтобы пасха застыла. Потом блюдо переставляли на большую тарелку, а детали формы снимали. В зажиточных домах готовую пасху украшали тертым шоколадом и фигурками из цукатов. Вокруг нее на блюдо принято было выкладывать крашеные яйца: в пасхальной традиции они символизировали вечную жизнь.
Пасха, или Воскресение Христово, считается главным и самым древним праздником у христиан всех ветвей. Народные гулянья по этому случаю начинались прямо в церковном дворе, сразу после торжественного богослужения, и продолжались в разных губерниях от одного до семи дней. В это время принято было обмениваться крашеными яйцами и приветствовать друг друга фразами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». Только на Пасху всем желающим разрешали звонить в церковные колокола.
Пасочницу из коллекции Архиерейского дома собрали из четырех гладких дощечек, плотно пригнанных друг к другу. Соединяются они при помощи специальных замков-пазов. На внутренней поверхности вырезан неглубокий узор. На одной стороне изображены крест, копье и губка, с которой в библейском предании поили распятого Христа. На трех других повторяется церковнославянская надпись: «Воистину Христос Воскресе». Мастер вырезал буквы в зеркальном отражении, чтобы на готовой пасхе текст отпечатался правильно. Узоры на деревянной поверхности со временем слегка сгладились.
Кроме изображений креста и надписей «Христос Воскресе», на пасочницах вырезали и другие рисунки: голубей, ангелов, виноградные лозы, силуэты храмов, церковные купола.
Пасху традиционно готовили из творога, сметаны, сахара и яичных желтков. Их смешивали до однородной массы, затем добавляли изюм, орехи или цукаты. Форму заполняли готовой смесью и оставляли ее на ночь в прохладном месте, чтобы пасха застыла. Потом блюдо переставляли на большую тарелку, а детали формы снимали. В зажиточных домах готовую пасху украшали тертым шоколадом и фигурками из цукатов. Вокруг нее на блюдо принято было выкладывать крашеные яйца: в пасхальной традиции они символизировали вечную жизнь.
Пасха, или Воскресение Христово, считается главным и самым древним праздником у христиан всех ветвей. Народные гулянья по этому случаю начинались прямо в церковном дворе, сразу после торжественного богослужения, и продолжались в разных губерниях от одного до семи дней. В это время принято было обмениваться крашеными яйцами и приветствовать друг друга фразами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». Только на Пасху всем желающим разрешали звонить в церковные колокола.