В экспозиции Архиерейского дома представлен четырехконечный прямой крест — мощевик. Его внешний вид очень прост, никаких декоративных деталей у изделия нет. Крест состоит из двух гладких деревянных планок, которые в перекрестье плотно прилегают друг к другу. Вертикальная ветвь удлинена, в ее верхней части располагается небольшое прямоугольное углубление с металлической вставкой по периметру. Она потемнела от времени. Края вставки ровные, над деревянной поверхностью не выступают. Выемка наполнена смесью воска и ладана.
Нижний конец вертикальной ветви мощевика сужается. Торцы креста гладкие. На поперечной перекладине с лицевой стороны видна надпись темными чернилами, но сохранилась она плохо. Поэтому текст можно прочесть только фрагментами, а восстановить его полный смысл не удалось.
Традиция носить на груди кресты или медальоны с частицами христианских святынь появилась в глубокой древности. В такие украшения помещали не только мощи святых, но и небольшие фрагменты просфор — церковных хлебов, которые использовали в таинстве причастия. Считалось, что обладателя такого предмета защищают небесные силы. Поэтому мощевики часто дарили воинам, путешественникам, всем тем, кто много времени проводил вдали от дома.
Мощевики в виде нательных или напрестольных крестов изготавливали из меди, бронзы, серебра, реже — из золота. Чаще всего их украшали литыми или резными узорами, вставками из драгоценных камней, эмалью. Но встречались и варианты без декора: ими часто пользовались монахи, паломники или отшельники. Таким образом они подчеркивали, что не интересуются земными богатствами и заботятся лишь о душе. Простые деревянные мощевики носили и небогатые крестьяне, у которых не было денег на дорогие изделия.
В таких крестах обязательно оставляли небольшие углубления, куда помещали частички святыни. Закрывали их смесью воска и ладана. Считалось, что эти материалы отгоняют от владельца нечистую силу.
Мощевики изготавливали не только в виде крестов и медальонов. Встречались и емкости разных форм и размеров, а иногда мощи святых помещали внутрь икон.
Нижний конец вертикальной ветви мощевика сужается. Торцы креста гладкие. На поперечной перекладине с лицевой стороны видна надпись темными чернилами, но сохранилась она плохо. Поэтому текст можно прочесть только фрагментами, а восстановить его полный смысл не удалось.
Традиция носить на груди кресты или медальоны с частицами христианских святынь появилась в глубокой древности. В такие украшения помещали не только мощи святых, но и небольшие фрагменты просфор — церковных хлебов, которые использовали в таинстве причастия. Считалось, что обладателя такого предмета защищают небесные силы. Поэтому мощевики часто дарили воинам, путешественникам, всем тем, кто много времени проводил вдали от дома.
Мощевики в виде нательных или напрестольных крестов изготавливали из меди, бронзы, серебра, реже — из золота. Чаще всего их украшали литыми или резными узорами, вставками из драгоценных камней, эмалью. Но встречались и варианты без декора: ими часто пользовались монахи, паломники или отшельники. Таким образом они подчеркивали, что не интересуются земными богатствами и заботятся лишь о душе. Простые деревянные мощевики носили и небогатые крестьяне, у которых не было денег на дорогие изделия.
В таких крестах обязательно оставляли небольшие углубления, куда помещали частички святыни. Закрывали их смесью воска и ладана. Считалось, что эти материалы отгоняют от владельца нечистую силу.
Мощевики изготавливали не только в виде крестов и медальонов. Встречались и емкости разных форм и размеров, а иногда мощи святых помещали внутрь икон.