Духовой клавишный музыкальный инструмент фисгармония был изобретен в начале XIX века. Ее предшественниками были переносной оркестрион, а также хоралеон. В середине того же столетия в результате усовершенствований французского мастера Александра Франсуа Дебена фисгармония приобрела современный вид.
Корпус фисгармонии напоминает пианино, но, как правило, уменьшенных размеров. Звуки на инструменте извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
Фисгармония имеет два мануала по 61 клавише и 25 регистров, которые включаются выдвижными рычагами. В небольших оркестрах фисгармония обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения.
Инструмент удобен для аккомпанирования хору и домашнего музицирования. Широкому распространению фисгармонии способствовало издание школ игры на фисгармонии и множество переложений популярных произведений.
В России производство этих инструментов было развито слабо. Несколько небольших фабрик и мастерских работали в Москве, Петербурге и Киеве. В Бологом в 1887 году Дмитрий Алексеевич Митропольский открыл специализированную фабрику по изготовлению фисгармоний. Были задействованы средства Святейшего Синода, компания начала производить небольшие переносные инструменты.
Стационарные фисгармонии производились в России в единичных экземплярах, поэтому распространились в основном инструменты иностранных марок. Фисгармония из собрания Российского национального музея музыки была создана фирмой Schiedmayer. Она была основана в XVIII веке. В 1735 году Бальтазар Шидмайер построил в Эрлангене свой первый клавикорд, и с тех пор искусство изготовления клавишных инструментов передавалось из поколения в поколение.
Представленная в экспозиции фисгармония принадлежала русскому композитору, пианисту и дирижеру Сергею Васильевичу Рахманинову. Она была подарена ему владельцем фабрики музыкальных инструментов и магазинов в Москве и Петербурге Юлием Генрихом Циммерманом. Фисгармония поступила в фонды музея в 1961 году.
Корпус фисгармонии напоминает пианино, но, как правило, уменьшенных размеров. Звуки на инструменте извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
Фисгармония имеет два мануала по 61 клавише и 25 регистров, которые включаются выдвижными рычагами. В небольших оркестрах фисгармония обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения.
Инструмент удобен для аккомпанирования хору и домашнего музицирования. Широкому распространению фисгармонии способствовало издание школ игры на фисгармонии и множество переложений популярных произведений.
В России производство этих инструментов было развито слабо. Несколько небольших фабрик и мастерских работали в Москве, Петербурге и Киеве. В Бологом в 1887 году Дмитрий Алексеевич Митропольский открыл специализированную фабрику по изготовлению фисгармоний. Были задействованы средства Святейшего Синода, компания начала производить небольшие переносные инструменты.
Стационарные фисгармонии производились в России в единичных экземплярах, поэтому распространились в основном инструменты иностранных марок. Фисгармония из собрания Российского национального музея музыки была создана фирмой Schiedmayer. Она была основана в XVIII веке. В 1735 году Бальтазар Шидмайер построил в Эрлангене свой первый клавикорд, и с тех пор искусство изготовления клавишных инструментов передавалось из поколения в поколение.
Представленная в экспозиции фисгармония принадлежала русскому композитору, пианисту и дирижеру Сергею Васильевичу Рахманинову. Она была подарена ему владельцем фабрики музыкальных инструментов и магазинов в Москве и Петербурге Юлием Генрихом Циммерманом. Фисгармония поступила в фонды музея в 1961 году.