Первый в мире ламповый электронный музыкальный инструмент получил название «эфирофон», а позже — «терменвокс». Его создал российский изобретатель, физик и виолончелист Лев Сергеевич Термен в Петрограде в 1917–1919 годах. В 1920 году на ученом заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте.
Терменвокс сконструирован на основе биений между двух высокочастотных генераторов. Его уникальность в том, что музыкант не прикасается к инструменту. Он исполняет мелодию движениями рук в пространстве вблизи двух металлических антенн. Высота звука регулируется правой рукой перед вертикальной антенной, а громкость меняется движениями левой руки над петлеобразной антенной.
Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминал человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли еще «эфирной скрипкой».
В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен приехал в Кремль. После исполнения на терменвоксе известных произведений он стал учить Владимира Ильича Ленина играть на инструменте. Изобретатель также продемонстрировал сигнализацию на ёмкостном реле.
В 1927 году Лев Термен дал концерты в Германии, Франции, Великобритании, США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». К началу 1930-х годов он организовал школу игры на терменвоксе в США и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около 3000 экземпляров.
Терменвокс широко использовался как в сольной, так и в ансамблевой музыке. Его можно услышать в ранних звуковых фильмах «Аэлита», «Комсомол — шеф электрификации». В 1960-е годы Лев Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один для Политехнического музея, а другой для Музея музыки.
В 1975 году в СССР Львом Сергеевичем Терменом был представлен многоголосный вариант терменвокса. В 1970–1990-е годы интерес к этому инструменту начался возрождаться. С игрой на современных моделях терменвокса в Музее выступали ученица и родственница Льва Термена Лидия Евгеньевна Кавина, правнук изобретателя Пётр Всеволодович Термен и композитор Олеся Ростовская.
Терменвокс сконструирован на основе биений между двух высокочастотных генераторов. Его уникальность в том, что музыкант не прикасается к инструменту. Он исполняет мелодию движениями рук в пространстве вблизи двух металлических антенн. Высота звука регулируется правой рукой перед вертикальной антенной, а громкость меняется движениями левой руки над петлеобразной антенной.
Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминал человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли еще «эфирной скрипкой».
В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен приехал в Кремль. После исполнения на терменвоксе известных произведений он стал учить Владимира Ильича Ленина играть на инструменте. Изобретатель также продемонстрировал сигнализацию на ёмкостном реле.
В 1927 году Лев Термен дал концерты в Германии, Франции, Великобритании, США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». К началу 1930-х годов он организовал школу игры на терменвоксе в США и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около 3000 экземпляров.
Терменвокс широко использовался как в сольной, так и в ансамблевой музыке. Его можно услышать в ранних звуковых фильмах «Аэлита», «Комсомол — шеф электрификации». В 1960-е годы Лев Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один для Политехнического музея, а другой для Музея музыки.
В 1975 году в СССР Львом Сергеевичем Терменом был представлен многоголосный вариант терменвокса. В 1970–1990-е годы интерес к этому инструменту начался возрождаться. С игрой на современных моделях терменвокса в Музее выступали ученица и родственница Льва Термена Лидия Евгеньевна Кавина, правнук изобретателя Пётр Всеволодович Термен и композитор Олеся Ростовская.