В экспозиции Касимовского музея-заповедника хранится фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент, который был распространен в XIX–XX веках.
Название инструмента произошло от греческих слов fusa — «кузнечный мех» — и armonia — «гармония». Тональный диапазон фисгармонии составлял пять октав, это позволяло музыкантам не только исполнять классические произведения, но и импровизировать.
Фисгармония была крупной по размеру: длина экземпляра из коллекции музея составляет 97 сантиметров, а ширина — 110 сантиметров. На нем играли сидя, а на две педали в нижней части инструмента ставили ноги.
Внутри строение фисгармонии напоминало орган или кларнет: она состояла из множества металлических трубок с язычками. Музыкант нажимал на педали, которые регулировали подачу воздуха в трубки, и одновременно — на клавишу, которая соответствовала нужному звуку.
Фисгармония появилась в начале XIX века. Первую модель создал венский мастер Антон Хёккель в 1818 году. Изначально она была меньше по размеру и имела только одну педаль. В течение следующих десятилетий конструкцию постоянно дорабатывали. Современный вариант фисгармонии появился в 1840 году, его создал и запатентовал французский мастер Александр Дебен.
Первое время фисгармония была распространена в католических церквях и соборах в Европе. Некоторые приходы не могли позволить себе полноценный орган и его транспортировку. Поэтому они приобретали фисгармонию — более компактную, но схожую с ним по звучанию и тональному диапазону. Кроме того, фисгармония не требовала особого ухода и работала даже в суровых климатических условиях, в том числе в северных районах, где была большая влажность и постоянные дожди.
В конце XIX — начале XX века эти музыкальные инструменты стали приобретать домой. В России фисгармонию чаще всего можно было встретить в маленьких храмах, домовых церквях и в гостиных у зажиточных горожан.
Композиторы написали для этого инструмента большое количество пьес. Большая часть этих произведений представляла собой певучие размеренные мелодии спокойного, сосредоточенного характера.
Название инструмента произошло от греческих слов fusa — «кузнечный мех» — и armonia — «гармония». Тональный диапазон фисгармонии составлял пять октав, это позволяло музыкантам не только исполнять классические произведения, но и импровизировать.
Фисгармония была крупной по размеру: длина экземпляра из коллекции музея составляет 97 сантиметров, а ширина — 110 сантиметров. На нем играли сидя, а на две педали в нижней части инструмента ставили ноги.
Внутри строение фисгармонии напоминало орган или кларнет: она состояла из множества металлических трубок с язычками. Музыкант нажимал на педали, которые регулировали подачу воздуха в трубки, и одновременно — на клавишу, которая соответствовала нужному звуку.
Фисгармония появилась в начале XIX века. Первую модель создал венский мастер Антон Хёккель в 1818 году. Изначально она была меньше по размеру и имела только одну педаль. В течение следующих десятилетий конструкцию постоянно дорабатывали. Современный вариант фисгармонии появился в 1840 году, его создал и запатентовал французский мастер Александр Дебен.
Первое время фисгармония была распространена в католических церквях и соборах в Европе. Некоторые приходы не могли позволить себе полноценный орган и его транспортировку. Поэтому они приобретали фисгармонию — более компактную, но схожую с ним по звучанию и тональному диапазону. Кроме того, фисгармония не требовала особого ухода и работала даже в суровых климатических условиях, в том числе в северных районах, где была большая влажность и постоянные дожди.
В конце XIX — начале XX века эти музыкальные инструменты стали приобретать домой. В России фисгармонию чаще всего можно было встретить в маленьких храмах, домовых церквях и в гостиных у зажиточных горожан.
Композиторы написали для этого инструмента большое количество пьес. Большая часть этих произведений представляла собой певучие размеренные мелодии спокойного, сосредоточенного характера.