В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится фарфоровая чайная пара — чашка и блюдце. Их произвели в Японии в XVIII веке.
Изделия украшены разноцветной росписью и позолотой: на блюдце и внешних сторонах чашки изображена девушка в окружении нескольких мужчин. Они одеты в традиционные японские костюмы.
На дне чашки находится рельефный портрет японской девушки с традиционной высокой прической — это изображение видно только на просвет. Такого эффекта мастера добились с помощью литофании — полупрозрачной фарфоровой пластинки с рельефными узорами. Из-за разной толщины материала картинка проступает только на свету.
Литофания на дне чашек была своеобразным заводским клеймом. В прошлом знаменитые мануфактуры, которые производили фарфор, пытались защитить свои сервизы от подделок. Для этого они украшали дно посуды миниатюрными женскими портретами. Такие изображения считались знаком качества и подтверждали, что изделие было оригинальным.
Предшественниками литофании были восковые пластины, на которых художники вырезали разные картинки. Французские мастера первыми придумали превратить пластины в формы, наполнять их фарфоровой массой и запекать в печи. В 1827 году они запатентовали эту методику. Позже пластинки стали отливать из матового стекла.
В середине XIX века литофанию стали использовать в массовом производстве посуды. Например, в это время королевская фарфоровая мануфактура в Берлине выпустила около 140 тысяч предметов с такими изображениями и стала самым крупным производителем изделий с подобным декором. Со временем литофанией стали украшать не только посуду, но также светильники, подставки под чайники и декоративные панно.
В годы Второй мировой войны посуда с полупрозрачными рисунками снова стала популярной. В Японии сервизы и чайные пары с декором изготавливали преимущественно для американских солдат — на сувениры. Некоторые клейма того времени даже имеют указание: «Сделано в оккупированной Японии». Но уже к концу 1950-х годов посуду снова почти полностью прекратили выпускать.
Изделия украшены разноцветной росписью и позолотой: на блюдце и внешних сторонах чашки изображена девушка в окружении нескольких мужчин. Они одеты в традиционные японские костюмы.
На дне чашки находится рельефный портрет японской девушки с традиционной высокой прической — это изображение видно только на просвет. Такого эффекта мастера добились с помощью литофании — полупрозрачной фарфоровой пластинки с рельефными узорами. Из-за разной толщины материала картинка проступает только на свету.
Литофания на дне чашек была своеобразным заводским клеймом. В прошлом знаменитые мануфактуры, которые производили фарфор, пытались защитить свои сервизы от подделок. Для этого они украшали дно посуды миниатюрными женскими портретами. Такие изображения считались знаком качества и подтверждали, что изделие было оригинальным.
Предшественниками литофании были восковые пластины, на которых художники вырезали разные картинки. Французские мастера первыми придумали превратить пластины в формы, наполнять их фарфоровой массой и запекать в печи. В 1827 году они запатентовали эту методику. Позже пластинки стали отливать из матового стекла.
В середине XIX века литофанию стали использовать в массовом производстве посуды. Например, в это время королевская фарфоровая мануфактура в Берлине выпустила около 140 тысяч предметов с такими изображениями и стала самым крупным производителем изделий с подобным декором. Со временем литофанией стали украшать не только посуду, но также светильники, подставки под чайники и декоративные панно.
В годы Второй мировой войны посуда с полупрозрачными рисунками снова стала популярной. В Японии сервизы и чайные пары с декором изготавливали преимущественно для американских солдат — на сувениры. Некоторые клейма того времени даже имеют указание: «Сделано в оккупированной Японии». Но уже к концу 1950-х годов посуду снова почти полностью прекратили выпускать.