В коллекции Самарского художественного музея представлена небольшая настольная ширма — яркий пример японского декоративно-прикладного искусства. В некоторых случаях подобные экраны могли использовать и для защиты пламени свечи от дуновения ветра. С лицевой стороны на переднем плане экран богато украшен перламутровыми цветами, петухами и курочками на фоне пейзажа. С обратной стороны можно увидеть очень традиционное и лаконичное изображение бабочек, птиц, цветов. Оба пейзажных изображения отличаются изяществом, утонченностью, лаконичностью, присущими искусству Японии.
Экспонат выполнен в смешанной технике — маки-э и радэн. Маки-э, или посыпанная картина, — техника японского декоративного искусства, при которой рисунок наносится лаком на поверхность изделия, после чего на еще не засохший лак рассыпают золотой песок. Когда лак высыхает, остается сверкающий рисунок, который потом дорабатывают с помощью многократной шлифовки.
Радэн — одна из традиционных японских техник украшения лакированных изделий, инкрустация перламутром. Название «радэн» расшифровывается как «ра» — «раковина» — и «дэн» — «вставлять, инкрустировать». В Японии так называется либо сама техника украшения перламутром, либо изделия, выполненные в ней.
В Японию перламутр попал из Китая в период Нара (710–794 годы). Одно из древнейших перламутровых изделий, сохранившихся до наших дней, хранится в сокровищнице Сёсоин храма Тодайдзи (город Нара) — это музыкальный инструмент бива. Техника радэн быстро развивалась в период Хэйан (794–1185) и применялась не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в архитектуре. С наступлением периода Эдо древняя техника стала использоваться для изготовления изделий в европейском стиле (намбан): комодов, окладов икон, кофейных чашек. Благодаря развитию внешней торговли с Западом произошел стремительный рост перламутрового промысла.
Для добычи перламутра используются слои раковин пресноводных перловниц, беззубок, дрейссен, морских мидий, устриц и завитых головоногих моллюсков, например корабликов. Существует множество техник изготовления изделий радэн. Ацугаи — использование толстых кусков раковины, усугаи — использование более тонких кусков, кэмма — наиболее тонкий слой перламутра. Методы крепления материалов могут варьироваться. Более толстые куски перламутра могут вкладываться в предварительно вырезанную форму, тонкий перламутр могут вдавить в толстый слой лака или приклеить и покрыть лаком сверху.
Экспонат выполнен в смешанной технике — маки-э и радэн. Маки-э, или посыпанная картина, — техника японского декоративного искусства, при которой рисунок наносится лаком на поверхность изделия, после чего на еще не засохший лак рассыпают золотой песок. Когда лак высыхает, остается сверкающий рисунок, который потом дорабатывают с помощью многократной шлифовки.
Радэн — одна из традиционных японских техник украшения лакированных изделий, инкрустация перламутром. Название «радэн» расшифровывается как «ра» — «раковина» — и «дэн» — «вставлять, инкрустировать». В Японии так называется либо сама техника украшения перламутром, либо изделия, выполненные в ней.
В Японию перламутр попал из Китая в период Нара (710–794 годы). Одно из древнейших перламутровых изделий, сохранившихся до наших дней, хранится в сокровищнице Сёсоин храма Тодайдзи (город Нара) — это музыкальный инструмент бива. Техника радэн быстро развивалась в период Хэйан (794–1185) и применялась не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в архитектуре. С наступлением периода Эдо древняя техника стала использоваться для изготовления изделий в европейском стиле (намбан): комодов, окладов икон, кофейных чашек. Благодаря развитию внешней торговли с Западом произошел стремительный рост перламутрового промысла.
Для добычи перламутра используются слои раковин пресноводных перловниц, беззубок, дрейссен, морских мидий, устриц и завитых головоногих моллюсков, например корабликов. Существует множество техник изготовления изделий радэн. Ацугаи — использование толстых кусков раковины, усугаи — использование более тонких кусков, кэмма — наиболее тонкий слой перламутра. Методы крепления материалов могут варьироваться. Более толстые куски перламутра могут вкладываться в предварительно вырезанную форму, тонкий перламутр могут вдавить в толстый слой лака или приклеить и покрыть лаком сверху.