Фалар — это круглая бляха для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи. Она закрывала пересечения ремней. Экспонат из нашей коллекции, скорее всего, изготовили в античных центрах Востока.
Сам фалар бронзовый, а его край декорирован золотой обкладкой, которая присоединена к основе с помощью темной смолистой массы. Также к основе припаяна петля. Наиболее мелкие детали орнамента мастер нанес резцом.
В центре фалара изображена пантера, которая свернулась калачиком. Ее бедро, лопатка, уши, глаза и лапа украшены вставками из голубого, зеленого, коричневого прозрачного стекла и стеклянной пасты серого цвета. Шерсть на гриве и ребра обозначены линиями, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».
В сарматском зверином стиле был распространён тотемизм — животных наделяли особыми качествами и сопоставляли с людьми. Зверь-хищник олицетворял воина, соответственно, считался покровителем военного дела. По древним преданиям, амулет или даже просто изображение тотемного животного поддерживало особые качества в человеке. Например, наделяло его силой, ловкостью, мудростью.
Помимо динамических сцен терзаний, в скифо-сарматской культуре представлены и статичные изображения хищных животных. В зависимости от зверя, они олицетворяли собой разные явления: мир, покой, жертвенность и даже смерть. На нашем фаларе фигурка свернувшегося животного, которую изобразил древний автор, может символизировать вечное движение мироздания, цикличность бытия. Вокруг животного по краю фалара располагается ряд стилизованных «жемчужин». Они выполнены пуансоном — специальным инструментом, который позволял наносить точечный орнамент.
Фалар нашли в 1964 году на кургане у станции Жутово во время археологических работ Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, которой руководил Валентин Шилов.
В 2005 году предмет вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. В 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
Сам фалар бронзовый, а его край декорирован золотой обкладкой, которая присоединена к основе с помощью темной смолистой массы. Также к основе припаяна петля. Наиболее мелкие детали орнамента мастер нанес резцом.
В центре фалара изображена пантера, которая свернулась калачиком. Ее бедро, лопатка, уши, глаза и лапа украшены вставками из голубого, зеленого, коричневого прозрачного стекла и стеклянной пасты серого цвета. Шерсть на гриве и ребра обозначены линиями, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».
В сарматском зверином стиле был распространён тотемизм — животных наделяли особыми качествами и сопоставляли с людьми. Зверь-хищник олицетворял воина, соответственно, считался покровителем военного дела. По древним преданиям, амулет или даже просто изображение тотемного животного поддерживало особые качества в человеке. Например, наделяло его силой, ловкостью, мудростью.
Помимо динамических сцен терзаний, в скифо-сарматской культуре представлены и статичные изображения хищных животных. В зависимости от зверя, они олицетворяли собой разные явления: мир, покой, жертвенность и даже смерть. На нашем фаларе фигурка свернувшегося животного, которую изобразил древний автор, может символизировать вечное движение мироздания, цикличность бытия. Вокруг животного по краю фалара располагается ряд стилизованных «жемчужин». Они выполнены пуансоном — специальным инструментом, который позволял наносить точечный орнамент.
Фалар нашли в 1964 году на кургане у станции Жутово во время археологических работ Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, которой руководил Валентин Шилов.
В 2005 году предмет вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. В 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.