Нашивную бляшку в виде стилизованной головы барана нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
В богатых погребальных комплексах сарматской культуры II–I веков до нашей эры мелкие штампованные бляшки встречаются довольно часто. Среди них выделяются предметы с зооморфным орнаментом — с изображением животных. Это так называемый звериный стиль, свойственный сарматским племенам. Изображениями зверей украшали не только бляшки, но и конскую сбрую, ювелирные изделия, пуговицы, оружие и драгоценную посуду, особенно часто — ритуальную.
Каждому животному приписывали свое значение, самыми «популярными» были хищные дикие кошки и изящные копытные, например, олени или куланы, также часто изображали птиц и лошадей, фантастических зверей и баранов. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Кочевники почитали его наравне с лошадью, ведь он давал племенам все для жизни: мясо, молоко, шерсть. На наших бляшках баран изображен стилизованно, в общих чертах, это одна из примет сарматского звериного стиля. Тело в данных бляшках отсутствует, но зато голова передана выразительно, она олицетворяет образ животного в целом. Мы видим закруглённые рога и треугольную морду, также присутствуют насечки, имитирующие шерсть животного.
Бляшки нашивали на ткань при помощи маленьких отверстий. Таким образом украшали одежду, головные уборы, ритуальные предметы и погребальные покрывала. Исследователи предполагают, что для декора одной вещи использовали элементы разных форм и узоров — например, зооморфные чередовали с геометрическими или растительными. Например, в погребении у села Косика были обнаружены разные бляшки, это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли различные декоративные композиции.
В 2005 году нашивные бляшки в форме головы барана вместе с другими ценными предметами экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
В богатых погребальных комплексах сарматской культуры II–I веков до нашей эры мелкие штампованные бляшки встречаются довольно часто. Среди них выделяются предметы с зооморфным орнаментом — с изображением животных. Это так называемый звериный стиль, свойственный сарматским племенам. Изображениями зверей украшали не только бляшки, но и конскую сбрую, ювелирные изделия, пуговицы, оружие и драгоценную посуду, особенно часто — ритуальную.
Каждому животному приписывали свое значение, самыми «популярными» были хищные дикие кошки и изящные копытные, например, олени или куланы, также часто изображали птиц и лошадей, фантастических зверей и баранов. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Кочевники почитали его наравне с лошадью, ведь он давал племенам все для жизни: мясо, молоко, шерсть. На наших бляшках баран изображен стилизованно, в общих чертах, это одна из примет сарматского звериного стиля. Тело в данных бляшках отсутствует, но зато голова передана выразительно, она олицетворяет образ животного в целом. Мы видим закруглённые рога и треугольную морду, также присутствуют насечки, имитирующие шерсть животного.
Бляшки нашивали на ткань при помощи маленьких отверстий. Таким образом украшали одежду, головные уборы, ритуальные предметы и погребальные покрывала. Исследователи предполагают, что для декора одной вещи использовали элементы разных форм и узоров — например, зооморфные чередовали с геометрическими или растительными. Например, в погребении у села Косика были обнаружены разные бляшки, это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли различные декоративные композиции.
В 2005 году нашивные бляшки в форме головы барана вместе с другими ценными предметами экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.