Фалар — это элемент для украшения конской сбруи и распределения ремней упряжи. Наш экспонат изготовлен в форме выгнутого диска, в центре расположены треугольные углубления, окруженные головами грифонов, по кругу — полосы жемчужного орнамента. Декор создан особым образом: сначала древний мастер вдавливал орнамент изнутри фалара, а затем дорабатывал его чеканом, резцом и пуансоном — инструментом для нанесения точечного узора.
Фалар выполнен в скифо-сарматском зверином стиле: его украшают изображения животных (в нашем случае фантастических грифонов с телом льва и головой орла), а также крупные вставки из драгоценных камней или стекла. Камни располагаются в кастах — специальных гнездах, которые обычно изготавливали отдельно, а затем напаивали на основу.
Скифо-сарматский звериный стиль исследователи сравнивают с неким языком, где образ зверя выступает как средство выражения идеи. У каждого зверя было свое особое сакральное значение и «функция». Например, изображение разъяренной дикой кошки призвано было стать для хозяина сильным амулетом. Грифон же — существо одновременно и хищное, и крылатое, — по преданиям, связывает все три зоны мироздания (верхний, средний, и нижний миры). С его образом ассоциировалась идея воинственности и непобедимости, победы военного государства над окружающими племенами.
Изображение грифона на протяжении веков менялось. Классический тип — крылатый лев с головой кошки или орла — стал известен приблизительно к началу I тысячелетия до нашей эры в памятниках Древнего Ирана и Греции. В ту же эпоху изображения грифона появились и у кочевников евразийских степей. Зачастую это были украшения, которые создали для скифов и сарматов античные мастера. Скифо-сарматский вариант грифона, по мнению некоторых исследователей, представляет собой голову хищной птицы со звериным ухом.
Фалар был найден в ходе археологических работ на «царском кургане» в 1984 году под руководством Г.А. Федорова-Давыдова, В. В. Дворниченко и В. В. Плахова у села Косика, Енотаевского района Астраханской области.
В 2005 году фалар вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Фалар выполнен в скифо-сарматском зверином стиле: его украшают изображения животных (в нашем случае фантастических грифонов с телом льва и головой орла), а также крупные вставки из драгоценных камней или стекла. Камни располагаются в кастах — специальных гнездах, которые обычно изготавливали отдельно, а затем напаивали на основу.
Скифо-сарматский звериный стиль исследователи сравнивают с неким языком, где образ зверя выступает как средство выражения идеи. У каждого зверя было свое особое сакральное значение и «функция». Например, изображение разъяренной дикой кошки призвано было стать для хозяина сильным амулетом. Грифон же — существо одновременно и хищное, и крылатое, — по преданиям, связывает все три зоны мироздания (верхний, средний, и нижний миры). С его образом ассоциировалась идея воинственности и непобедимости, победы военного государства над окружающими племенами.
Изображение грифона на протяжении веков менялось. Классический тип — крылатый лев с головой кошки или орла — стал известен приблизительно к началу I тысячелетия до нашей эры в памятниках Древнего Ирана и Греции. В ту же эпоху изображения грифона появились и у кочевников евразийских степей. Зачастую это были украшения, которые создали для скифов и сарматов античные мастера. Скифо-сарматский вариант грифона, по мнению некоторых исследователей, представляет собой голову хищной птицы со звериным ухом.
Фалар был найден в ходе археологических работ на «царском кургане» в 1984 году под руководством Г.А. Федорова-Давыдова, В. В. Дворниченко и В. В. Плахова у села Косика, Енотаевского района Астраханской области.
В 2005 году фалар вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.