В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится эвенкийский аксан. Он был изготовлен в ХХ веке и представляет собой современный вариант календаря. Семь дырочек соответствуют семи дням недели: с понедельника по воскресенье.
В комплекте была деревянная палочка на веревке. Каждое утро ее переставляли в новое отверстие: так отслеживали, когда заканчивалась неделя.
Раньше эвенки были кочующим народом, поэтому их жизнь и восприятие времени зависели от времени года, а также от сезонов охоты и собирательства. Древние представители этой группы не использовали понятия «сутки», «неделя», «декада», а также деление на часы и минуты.
Год в традиционном представлении эвенков делился два обособленных периода — летний («дюгани») и зимний («тугэни»), а также на тринадцать лунных месяцев. Их названия фиксировали сезонные перемены в природе и занятия, которые с ними были связаны. Например, «мучун» означал время, когда появляется хвоя на лиственницах, первая трава и распускаются почки. В месяц «иркин» исчезали комары и начиналась охота на оленя. В «гиравун» — месяц зимней охоты по насту — появлялась плотная корка снега.
Новый год у эвенков начинался с весны — самого важного сезона, когда природа оживала после холодов. Обычно в это время устраивали народные гулянья, которые длились три дня. Встречать весну собирались племена из разных районов. Гости пели, танцевали, водили хороводы и готовили угощения.
На празднике проходил особый обряд: провожали старое солнце и встречали новое. Чтобы поприветствовать теплый сезон, гости во главе с шаманом исполняли круговой танец.
Весну эвенки делили на три периода. Во время «нэлкэни» — ранней весны — начинали телиться олени. Затем наступала «нэвкени». Ее также называли «весна воды»: таял снег и появлялись проталины. В Забайкалье это происходило в мае. Во время «нэннэни» появлялась трава, распускались листья и птицы обычно возвращались с юга. Обычно этот период соответствовал июню.
Под влиянием русских соседей эвенкийский календарь стал более похожим на современный: уменьшилось количество месяцев и появились понятия недель и дней.
В комплекте была деревянная палочка на веревке. Каждое утро ее переставляли в новое отверстие: так отслеживали, когда заканчивалась неделя.
Раньше эвенки были кочующим народом, поэтому их жизнь и восприятие времени зависели от времени года, а также от сезонов охоты и собирательства. Древние представители этой группы не использовали понятия «сутки», «неделя», «декада», а также деление на часы и минуты.
Год в традиционном представлении эвенков делился два обособленных периода — летний («дюгани») и зимний («тугэни»), а также на тринадцать лунных месяцев. Их названия фиксировали сезонные перемены в природе и занятия, которые с ними были связаны. Например, «мучун» означал время, когда появляется хвоя на лиственницах, первая трава и распускаются почки. В месяц «иркин» исчезали комары и начиналась охота на оленя. В «гиравун» — месяц зимней охоты по насту — появлялась плотная корка снега.
Новый год у эвенков начинался с весны — самого важного сезона, когда природа оживала после холодов. Обычно в это время устраивали народные гулянья, которые длились три дня. Встречать весну собирались племена из разных районов. Гости пели, танцевали, водили хороводы и готовили угощения.
На празднике проходил особый обряд: провожали старое солнце и встречали новое. Чтобы поприветствовать теплый сезон, гости во главе с шаманом исполняли круговой танец.
Весну эвенки делили на три периода. Во время «нэлкэни» — ранней весны — начинали телиться олени. Затем наступала «нэвкени». Ее также называли «весна воды»: таял снег и появлялись проталины. В Забайкалье это происходило в мае. Во время «нэннэни» появлялась трава, распускались листья и птицы обычно возвращались с юга. Обычно этот период соответствовал июню.
Под влиянием русских соседей эвенкийский календарь стал более похожим на современный: уменьшилось количество месяцев и появились понятия недель и дней.