В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранятся несколько образцов эвенкийского седла вьючного типа. С помощью таких и ездили верхом, и перевозили грузы. По бокам привязывали сумки, которые наполняли вещами.
Эвенки были кочевым народом. Летом они передвигались на оленях верхом. Чтобы лучше держать равновесие и уменьшить нагрузку на плечи животного, наездники использовали седла. Их форма и декор в разных регионах отличались.
Главные отличия заключались в луках — передних и задних выступах седла. Большинство эвенков изготавливали простые, округлые накладки без орнамента. У сымской группы они были заостренными, а орочонские племена делали высокие луки из дерева и всегда украшали их узорами.
Некоторые эвенкийские мастера соединяли концы лук угольником — горизонтальной жердочкой. Получался треугольник, за него оленя прикрепляли к предыдущему или следующему в караване.
Ленчик — деревянную основу седла — частично или целиком обшивали оленьей шерстью, открытыми оставались только луки. Эвенки, которые жили на берегах Подкаменной Тунгуски и в верховье Лены, заменяли седло толстой сложенной шкурой.
Упряжь для оленя — узды, подпруги и ремни — делали из шкуры лося. Такой материал был грубым, плотным и прочным. Он мог выдерживать большую нагрузку и не рваться.
У вьючного седла не было стремян, на которые можно поставить ноги, поэтому ездить в нем верхом было утомительно. Существовало специальное верховое седло, которое использовали только наездники. Оно бывало трех типов: мужское, женское и детское.
Луки для таких изделий создавали из кости. Передняя была высокой и имела заостренный верх. Заднюю луку с овальным верхом изготавливали более низкой.
К верховому седлу сверху прикрепляли шкуру с головы лося или оленя. Переднюю луку оставляли открытой полностью, а у задней — только верхушку. Некоторые группы эвенков добавляли к седлу деревянные полки по бокам. К ним привязывали «крылышки» — округлые дощечки или изогнутые пруты.
На оленя садились с наскока, правой рукой опираясь на низкую палку, а левой — на переднюю луку седла. Когда эвенки кочевали или переходили реки, они использовали длинные трости с крючком, чтобы проверять дно и поправлять съехавшие мешки.
Эвенки были кочевым народом. Летом они передвигались на оленях верхом. Чтобы лучше держать равновесие и уменьшить нагрузку на плечи животного, наездники использовали седла. Их форма и декор в разных регионах отличались.
Главные отличия заключались в луках — передних и задних выступах седла. Большинство эвенков изготавливали простые, округлые накладки без орнамента. У сымской группы они были заостренными, а орочонские племена делали высокие луки из дерева и всегда украшали их узорами.
Некоторые эвенкийские мастера соединяли концы лук угольником — горизонтальной жердочкой. Получался треугольник, за него оленя прикрепляли к предыдущему или следующему в караване.
Ленчик — деревянную основу седла — частично или целиком обшивали оленьей шерстью, открытыми оставались только луки. Эвенки, которые жили на берегах Подкаменной Тунгуски и в верховье Лены, заменяли седло толстой сложенной шкурой.
Упряжь для оленя — узды, подпруги и ремни — делали из шкуры лося. Такой материал был грубым, плотным и прочным. Он мог выдерживать большую нагрузку и не рваться.
У вьючного седла не было стремян, на которые можно поставить ноги, поэтому ездить в нем верхом было утомительно. Существовало специальное верховое седло, которое использовали только наездники. Оно бывало трех типов: мужское, женское и детское.
Луки для таких изделий создавали из кости. Передняя была высокой и имела заостренный верх. Заднюю луку с овальным верхом изготавливали более низкой.
К верховому седлу сверху прикрепляли шкуру с головы лося или оленя. Переднюю луку оставляли открытой полностью, а у задней — только верхушку. Некоторые группы эвенков добавляли к седлу деревянные полки по бокам. К ним привязывали «крылышки» — округлые дощечки или изогнутые пруты.
На оленя садились с наскока, правой рукой опираясь на низкую палку, а левой — на переднюю луку седла. Когда эвенки кочевали или переходили реки, они использовали длинные трости с крючком, чтобы проверять дно и поправлять съехавшие мешки.