В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится 12 кумаланов. Так называли коврики, сшитые из двух головных шкур оленя или лося. Считалось, что их изобрели эвенкийские мастерицы: подобные изделия не встречались в других культурах.
Круглый коврик, представленный на экспозиции, считался небольшим: его диаметр составляет 31 сантиметр. В центре кумалана изображено солнце, оно выполнено из меха. От светила в разные стороны расходятся лучи — цветные кусочки ткани и камуса — оленьей шкуры с жесткими волосами.
Круг был самой популярной формой для эвенкийских ковриков. Встречались экземпляры диаметром от 30 до 63 сантиметров. Кумаланы изготавливали в технике меховой мозаики, сочетая полосы из белого и темного меха. Края изделий декорировали кожаной или тканевой каймой.
Для деталей мастерицы использовали кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Кумаланы часто украшали геометрическими фигурами, рисунком из кожи, вышивкой или растительным орнаментом.
Большинство узоров эвенки заимствовали из окружающей природы. На одежду и предметы быта переносили то, что видели вокруг. Так возникли самые распространенные орнаменты: иекэр — «рога оленя», удякар — «следы зверьков», дюкар — «чумики» и другие.
Встречались коврики необычной формы, например, в виде звезды, сшитой из цельного куска меха. Один из таких редких кумаланов тоже хранится в коллекции музея. Он украшен двумя кружочками белого меха, которые похожи на глаза.
Кумаланы стелили у входа в чум — жилище эвенков, — а также накрывали ими мешки, которые перевозили на оленях. Большие экземпляры доставали, когда приходили гости. Подобные изделия могли позволить себе не все местные жители. Меховые коврики считали показателем достатка и благополучия в семье.
Помимо этого кумаланы имели ритуальное назначение. Эвенкийские шаманы использовали их практически во всех обрядах: кормления огня, встречи гостя и других.
Часто богато украшенные кумаланы были частью приданого невесты и передавались из поколения в поколение. Сейчас они встречаются только в коллекциях музеев.
Круглый коврик, представленный на экспозиции, считался небольшим: его диаметр составляет 31 сантиметр. В центре кумалана изображено солнце, оно выполнено из меха. От светила в разные стороны расходятся лучи — цветные кусочки ткани и камуса — оленьей шкуры с жесткими волосами.
Круг был самой популярной формой для эвенкийских ковриков. Встречались экземпляры диаметром от 30 до 63 сантиметров. Кумаланы изготавливали в технике меховой мозаики, сочетая полосы из белого и темного меха. Края изделий декорировали кожаной или тканевой каймой.
Для деталей мастерицы использовали кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Кумаланы часто украшали геометрическими фигурами, рисунком из кожи, вышивкой или растительным орнаментом.
Большинство узоров эвенки заимствовали из окружающей природы. На одежду и предметы быта переносили то, что видели вокруг. Так возникли самые распространенные орнаменты: иекэр — «рога оленя», удякар — «следы зверьков», дюкар — «чумики» и другие.
Встречались коврики необычной формы, например, в виде звезды, сшитой из цельного куска меха. Один из таких редких кумаланов тоже хранится в коллекции музея. Он украшен двумя кружочками белого меха, которые похожи на глаза.
Кумаланы стелили у входа в чум — жилище эвенков, — а также накрывали ими мешки, которые перевозили на оленях. Большие экземпляры доставали, когда приходили гости. Подобные изделия могли позволить себе не все местные жители. Меховые коврики считали показателем достатка и благополучия в семье.
Помимо этого кумаланы имели ритуальное назначение. Эвенкийские шаманы использовали их практически во всех обрядах: кормления огня, встречи гостя и других.
Часто богато украшенные кумаланы были частью приданого невесты и передавались из поколения в поколение. Сейчас они встречаются только в коллекциях музеев.