Купель — большой сосуд, наполняемый водой, который используется для совершения христианского таинства крещения.
Использование для крещения купелей наряду с естественными водоёмами зафиксировано уже в раннехристианских текстах: «1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в тёплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Дидахе, 7:1-3).
Прототипами первых христианских купелей могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов, так и греко-римские бассейны для бытовых или религиозных целей.
Купели могут быть как стационарными, так и переносными. Древнейшие сохранившиеся переносные купели изготавливались из камня, были прямоугольной формы. Чашеобразные купели известны с конца X — начала XI вв. Примерно в это же время наряду с каменными стали изготавливать купели и из металла (бронза, свинец). В XIV в. купели и на западе и на востоке уменьшаются в размерах (высота не превышает уровня груди священника, чтобы было удобно держать над ней крещаемого младенца). Формы купелей становятся более утонченными — овальными или миндалевидными.
Представленная купель принадлежит армянской церковной традиции. История армянского обряда крещения восходит к древнему восточносирийскому обряду. Молитвы и священнодействия во многом имеют тот же смысл и порядок, что и в византийском чине крещения. Сама купель, выполненная в Москве в середине XIX в., повторяет традиционные формы православных купелей Нового времени.
Купель происходит из армянской церкви Сурб Хач (Святого Креста) в Москве. В 1780-х гг. стараниями известного государственного деятеля И. Л. Лазарева одновременно были построены два армянских храма — в Петербурге и Москве. Московская церковь Сурб Хач в Армянском переулке была снесена в 1930-е гг.
Использование для крещения купелей наряду с естественными водоёмами зафиксировано уже в раннехристианских текстах: «1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в тёплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Дидахе, 7:1-3).
Прототипами первых христианских купелей могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов, так и греко-римские бассейны для бытовых или религиозных целей.
Купели могут быть как стационарными, так и переносными. Древнейшие сохранившиеся переносные купели изготавливались из камня, были прямоугольной формы. Чашеобразные купели известны с конца X — начала XI вв. Примерно в это же время наряду с каменными стали изготавливать купели и из металла (бронза, свинец). В XIV в. купели и на западе и на востоке уменьшаются в размерах (высота не превышает уровня груди священника, чтобы было удобно держать над ней крещаемого младенца). Формы купелей становятся более утонченными — овальными или миндалевидными.
Представленная купель принадлежит армянской церковной традиции. История армянского обряда крещения восходит к древнему восточносирийскому обряду. Молитвы и священнодействия во многом имеют тот же смысл и порядок, что и в византийском чине крещения. Сама купель, выполненная в Москве в середине XIX в., повторяет традиционные формы православных купелей Нового времени.
Купель происходит из армянской церкви Сурб Хач (Святого Креста) в Москве. В 1780-х гг. стараниями известного государственного деятеля И. Л. Лазарева одновременно были построены два армянских храма — в Петербурге и Москве. Московская церковь Сурб Хач в Армянском переулке была снесена в 1930-е гг.