Книга поступила в 1939 г. из церкви села Макаровка, записана 10 января 1940 г.
Евангелие представляет собой книгу формата 53×38×10,7 см с учетом переплета. Размер листов 51×36 см. Переплет начала XVIII века выполнен из досок в металлическом окладе (латунные позолоченные пластины). Верхняя крышка украшена гравюрой, изображающей распятие и трех евангелистов — Матфея, Марка и Луку. Корешок декорирован цветочным орнаментом, обрез — золотой с чеканом. Когда-то на книге были застежки, но они не сохранились.
Изнутри Евангелие не менее выразительно, чем снаружи. При его создании использовалась технология печати в две краски. На страницах присутствуют пагинация и сигнатуры кириллическими цифрами, гравюры с евангелистами и распятием. Рамки, концовки и инициалы выполнены в виде орнамента. В качестве заставок выступают евангельские сюжеты: «Благовещение», «Богоявление», «Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча», «Воскресение».
Экземпляр книги дошел до наших дней с небольшими утратами — отсутствует титульный лист, некоторые страницы имеют повреждения и загрязнения каплями воска. Евангелие хранилось в селе Макаровка под Саранском, в вотчинном храме дьяка приказа Казанского дворца Макария Артемьевича Полянского (1650–1710 гг.)
Евангелие представляет собой книгу формата 53×38×10,7 см с учетом переплета. Размер листов 51×36 см. Переплет начала XVIII века выполнен из досок в металлическом окладе (латунные позолоченные пластины). Верхняя крышка украшена гравюрой, изображающей распятие и трех евангелистов — Матфея, Марка и Луку. Корешок декорирован цветочным орнаментом, обрез — золотой с чеканом. Когда-то на книге были застежки, но они не сохранились.
Изнутри Евангелие не менее выразительно, чем снаружи. При его создании использовалась технология печати в две краски. На страницах присутствуют пагинация и сигнатуры кириллическими цифрами, гравюры с евангелистами и распятием. Рамки, концовки и инициалы выполнены в виде орнамента. В качестве заставок выступают евангельские сюжеты: «Благовещение», «Богоявление», «Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча», «Воскресение».
Экземпляр книги дошел до наших дней с небольшими утратами — отсутствует титульный лист, некоторые страницы имеют повреждения и загрязнения каплями воска. Евангелие хранилось в селе Макаровка под Саранском, в вотчинном храме дьяка приказа Казанского дворца Макария Артемьевича Полянского (1650–1710 гг.)
Макаровская Иоанно-Богословская церковь типологически относится к культовым сооружениям, выдержанным в стиле так называемого нарышкинского барокко. Роскошные ярусно-центрические храмы, характерные для русской архитектуры XVII–XVIII веков, стали своего рода символами значимости крупных аристократов-землевладельцев того времени. В их числе был и приказной государственный деятель Макарий Артемьевич Полянский.
Поражающий своей монументальностью, храм Макаровского погоста был наделен архитектурными элементами, призванными подчеркнуть богатство и влиятельность помещика. Из культовых сооружений Саранского уезда того времени этой церкви не было равных по красоте и величию. Считается, что сам М. А. Полянский тяготел к архитектуре строгановской школы. Построив Иоанно-Богословскую церковь, он поставил себя в один ряд с крупным промышленником Строгановым, на деньги которого был возведен в 1693 году огромный собор в Сольвычегодске.
В российской истории М. А. Полянский известен как яркий представитель приказных государственных деятелей второй половины XVII века. Всю свою жизнь он посвятил службе Отечеству и государю, начав с должности подьячего в середине 1660-х. В 1677–1678 годах Полянский принимает участие в Чигиринских походах, а в 1679-м защищает Киев под командованием князя М. Ю. Долгорукого. Царским указом от 26 сентября 1680 года Полянскому дается разрешение выбрать земли под поместье в Саранском или Пензенском уезде.
Во время стрелецкого бунта 1682 года молодой дворянин снова доказал свою преданность царю. Как государственное лицо, в 1686 году он участвует в переговорах о мире с Речью Посполитой, а в 1688-м отправляется на возведение крепости в землях запорожских казаков. Строительство заняло полгода — с марта по август. В апреле на территории городка Самарь была заложена церковь, освященная 1 августа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потому и крепость была названа Новобогородицкой.
За заслуги перед Отечеством осенью 1688 года по царскому указу Полянский жалуется из подьячих в дьяки, получает прибавку к окладу землей и деньгами. К 1700 году он имеет поместья и вотчины не только в Саранском, но также в Можайском, Владимирском, Звенигородском, Вологодском, Ярославском, Нижегородском и Муромском уездах. За строительство Новобогородицкой крепости ему пожалован царями Иоанном и Петром Алексеевичами серебряный с золочением ковш. Этот шедевр ювелирного искусства хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
На государственной службе Макарий Артемьевич трудился до самой своей смерти. Скончался он в Новгороде в 1710 году. Был похоронен в своем саранском поместье, в подцерковье Макаровской Иоанно-Богословской церкви. Прекрасный храм, построенный когда-то дворянином, стал ему памятником. В 1923 году склеп Макара Полянского был разрушен большевиками.
Поражающий своей монументальностью, храм Макаровского погоста был наделен архитектурными элементами, призванными подчеркнуть богатство и влиятельность помещика. Из культовых сооружений Саранского уезда того времени этой церкви не было равных по красоте и величию. Считается, что сам М. А. Полянский тяготел к архитектуре строгановской школы. Построив Иоанно-Богословскую церковь, он поставил себя в один ряд с крупным промышленником Строгановым, на деньги которого был возведен в 1693 году огромный собор в Сольвычегодске.
В российской истории М. А. Полянский известен как яркий представитель приказных государственных деятелей второй половины XVII века. Всю свою жизнь он посвятил службе Отечеству и государю, начав с должности подьячего в середине 1660-х. В 1677–1678 годах Полянский принимает участие в Чигиринских походах, а в 1679-м защищает Киев под командованием князя М. Ю. Долгорукого. Царским указом от 26 сентября 1680 года Полянскому дается разрешение выбрать земли под поместье в Саранском или Пензенском уезде.
Во время стрелецкого бунта 1682 года молодой дворянин снова доказал свою преданность царю. Как государственное лицо, в 1686 году он участвует в переговорах о мире с Речью Посполитой, а в 1688-м отправляется на возведение крепости в землях запорожских казаков. Строительство заняло полгода — с марта по август. В апреле на территории городка Самарь была заложена церковь, освященная 1 августа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потому и крепость была названа Новобогородицкой.
За заслуги перед Отечеством осенью 1688 года по царскому указу Полянский жалуется из подьячих в дьяки, получает прибавку к окладу землей и деньгами. К 1700 году он имеет поместья и вотчины не только в Саранском, но также в Можайском, Владимирском, Звенигородском, Вологодском, Ярославском, Нижегородском и Муромском уездах. За строительство Новобогородицкой крепости ему пожалован царями Иоанном и Петром Алексеевичами серебряный с золочением ковш. Этот шедевр ювелирного искусства хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
На государственной службе Макарий Артемьевич трудился до самой своей смерти. Скончался он в Новгороде в 1710 году. Был похоронен в своем саранском поместье, в подцерковье Макаровской Иоанно-Богословской церкви. Прекрасный храм, построенный когда-то дворянином, стал ему памятником. В 1923 году склеп Макара Полянского был разрушен большевиками.