Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Исторический зал XVI — начала XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Евангелие напрестольное

Время создания
1698 год
Размер
53×38×10.7 см
Техника
печать типографская, гравировка, резьба, бумага, доски, кожа, латунь золоченая
1
Открыть в приложении
#1
Евангелие напрестольное
#5
Книга поступила в 1939 г. из церкви села Макаровка, записана 10 января 1940 г.

Евангелие представляет собой книгу формата 53×38×10,7 см с учетом переплета. Размер листов 51×36 см. Переплет начала XVIII века выполнен из досок в металлическом окладе (латунные позолоченные пластины). Верхняя крышка украшена гравюрой, изображающей распятие и трех евангелистов — Матфея, Марка и Луку. Корешок декорирован цветочным орнаментом, обрез — золотой с чеканом. Когда-то на книге были застежки, но они не сохранились.

Изнутри Евангелие не менее выразительно, чем снаружи. При его создании использовалась технология печати в две краски. На страницах присутствуют пагинация и сигнатуры кириллическими цифрами, гравюры с евангелистами и распятием. Рамки, концовки и инициалы выполнены в виде орнамента. В качестве заставок выступают евангельские сюжеты: «Благовещение», «Богоявление», «Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча», «Воскресение».

Экземпляр книги дошел до наших дней с небольшими утратами — отсутствует титульный лист, некоторые страницы имеют повреждения и загрязнения каплями воска. Евангелие хранилось в селе Макаровка под Саранском, в вотчинном храме дьяка приказа Казанского дворца Макария Артемьевича Полянского (1650–1710 гг.)

Макаровская Иоанно-Богословская церковь типологически относится к культовым сооружениям, выдержанным в стиле так называемого нарышкинского барокко. Роскошные ярусно-центрические храмы, характерные для русской архитектуры XVII–XVIII веков, стали своего рода символами значимости крупных аристократов-землевладельцев того времени. В их числе был и приказной государственный деятель Макарий Артемьевич Полянский.

Поражающий своей монументальностью, храм Макаровского погоста был наделен архитектурными элементами, призванными подчеркнуть богатство и влиятельность помещика. Из культовых сооружений Саранского уезда того времени этой церкви не было равных по красоте и величию. Считается, что сам М. А. Полянский тяготел к архитектуре строгановской школы. Построив Иоанно-Богословскую церковь, он поставил себя в один ряд с крупным промышленником Строгановым, на деньги которого был возведен в 1693 году огромный собор в Сольвычегодске.

В российской истории М. А. Полянский известен как яркий представитель приказных государственных деятелей второй половины XVII века. Всю свою жизнь он посвятил службе Отечеству и государю, начав с должности подьячего в середине 1660-х. В 1677–1678 годах Полянский принимает участие в Чигиринских походах, а в 1679-м защищает Киев под командованием князя М. Ю. Долгорукого. Царским указом от 26 сентября 1680 года Полянскому дается разрешение выбрать земли под поместье в Саранском или Пензенском уезде.

Во время стрелецкого бунта 1682 года молодой дворянин снова доказал свою преданность царю. Как государственное лицо, в 1686 году он участвует в переговорах о мире с Речью Посполитой, а в 1688-м отправляется на возведение крепости в землях запорожских казаков. Строительство заняло полгода — с марта по август. В апреле на территории городка Самарь была заложена церковь, освященная 1 августа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потому и крепость была названа Новобогородицкой.

За заслуги перед Отечеством осенью 1688 года по царскому указу Полянский жалуется из подьячих в дьяки, получает прибавку к окладу землей и деньгами. К 1700 году он имеет поместья и вотчины не только в Саранском, но также в Можайском, Владимирском, Звенигородском, Вологодском, Ярославском, Нижегородском и Муромском уездах. За строительство Новобогородицкой крепости ему пожалован царями Иоанном и Петром Алексеевичами серебряный с золочением ковш. Этот шедевр ювелирного искусства хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

На государственной службе Макарий Артемьевич трудился до самой своей смерти. Скончался он в Новгороде в 1710 году. Был похоронен в своем саранском поместье, в подцерковье Макаровской Иоанно-Богословской церкви. Прекрасный храм, построенный когда-то дворянином, стал ему памятником. В 1923 году склеп Макара Полянского был разрушен большевиками.
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Евангелие напрестольное

Время создания
1698 год
Размер
53×38×10.7 см
Техника
печать типографская, гравировка, резьба, бумага, доски, кожа, латунь золоченая
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%