Лицевое Евангелие — прекрасный образец рукописной книги, созданной в середине XVI века. Памятник истории и культуры хранится в коллекции «Редкие книги» Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея и является одним из самых старых экспонатов собрания.
Евангелие — это раннехристианское сочинение, повествующее о земной жизни Иисуса Христа и включающее в себя четыре книги Нового завета от Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Это книга, в которой описано рождение, земное служение, чудеса, смерть, воскресение и вознесение на небо Иисуса Христа. Древний текст написан кириллицей четким полууставом в один столбец темно-коричневыми чернилами. Заставки и инициалы создавались темперными красками и сусальным золотом. Переплет книги — дубовые доски, обтянутые бархатом.
Евангелие — это раннехристианское сочинение, повествующее о земной жизни Иисуса Христа и включающее в себя четыре книги Нового завета от Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Это книга, в которой описано рождение, земное служение, чудеса, смерть, воскресение и вознесение на небо Иисуса Христа. Древний текст написан кириллицей четким полууставом в один столбец темно-коричневыми чернилами. Заставки и инициалы создавались темперными красками и сусальным золотом. Переплет книги — дубовые доски, обтянутые бархатом.
Оформление Евангелия выдержано в изящном стиле, наследующем еще византийскую традицию. Характерная особенность рукописей, написанных в византийских традициях — яркие и сочные краски, создающие праздничное настроение. Мастер взял за основу растительный мотив, тщательно вырисовывая на бумаге лилию с острыми листами и расцветающие побеги трилистника. Основному тексту предшествуют заставки с простейшими геометрическими и растительными орнаментами на золотом фоне. Главные разделы книги украшены большими рамками, внутри которых изображены завитки разных форм и размеров, изогнутые линии, геометрические фигуры и лепестки.
Над перепиской Евангелия исполнитель работал долго и терпеливо, несмотря на большое напряжение и тяжелый труд. Создание подобных рукописей требовало усидчивости, силы воли, преданности и любви к своему делу, ведь нужно было не только перенести текст без ошибок и неточностей. Значительную часть времени занимало декоративное оформление книги.
Как правило, в Евангелии имеются миниатюры, изображающие автора каждого из 4 евангельских повествований (апостолы Марк, Матфей, Лука и Иоанн). В данном экземпляре мастер оставил чистые листы для миниатюр, однако по неизвестным причинам изображения не были созданы. Можно сделать предположение, что заказчик спешил и забрал книгу, не дождавшись окончания работ. Ученые также предполагают, что над Евангелием работало два человека — переписчик и художник. Возможно, человек, который должен был создать образы Матфея, Марка, Луки и Иоанна, не успел выполнить свою часть задачи.
Над перепиской Евангелия исполнитель работал долго и терпеливо, несмотря на большое напряжение и тяжелый труд. Создание подобных рукописей требовало усидчивости, силы воли, преданности и любви к своему делу, ведь нужно было не только перенести текст без ошибок и неточностей. Значительную часть времени занимало декоративное оформление книги.
Как правило, в Евангелии имеются миниатюры, изображающие автора каждого из 4 евангельских повествований (апостолы Марк, Матфей, Лука и Иоанн). В данном экземпляре мастер оставил чистые листы для миниатюр, однако по неизвестным причинам изображения не были созданы. Можно сделать предположение, что заказчик спешил и забрал книгу, не дождавшись окончания работ. Ученые также предполагают, что над Евангелием работало два человека — переписчик и художник. Возможно, человек, который должен был создать образы Матфея, Марка, Луки и Иоанна, не успел выполнить свою часть задачи.