Экспонат «Евангелие напрестольное» поступил в Мордовский краеведческий музей в 1938 году из Церкви во имя апостола Иоанна Богослова, которая была построена в 1693 году на месте старой деревянной церкви как приходской храм в Стрелецкой слободе Саранска. Это самое древнее здание Мордовии.
В советское время церковь хотели снести, но прихожане смогли отстоять храм. До февраля 1944 года здесь располагался архив НКВД, но затем церковь была открыта для верующих и долго оставалась единственным действующим православным храмом в Саранске. Церковь Иоанна Богослова — памятник архитектуры федерального значения, внесена в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году. С 1991 по 2006 год выполняла функции кафедрального собора Саранской и Мордовской епархии.
Напрестольное Евангелие — это богослужебная книга, содержащая текст четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Иоанна и Луки) и расписание богослужебных чтений. Представленное напрестольное Евангелие напечатано на голландской бумаге с водяными знаками Foolscap (голова шута в зубчатой пелерине) и Amsterdam (герб города Амстердама). Несмотря на то, что бумажное производство появилось в России еще в 60-х годах XVI века, голландская бумага все-таки была более популярна. Появившись на российском книжном рынке во второй половине XVII века, она быстро вытеснила все другие материалы.
Титульный лист Евангелия оформлен орнаментальными рамками из наборных украшений, текст дополнен изображениями событий земной жизни Иисуса Христа и гравюрами евангелистов. Заставку «Господь Вседержитель» рисовал старец Паисий, гравюры евангелиста Иоанна — Федор Зубов, изображение евангелиста Луки — Сергей Аврамов, а доски резали иеромонах Иоасаф и А. Нефедьев.
Орнамент Евангелия состоит из инициалов, заставок и рамок для маргиналий — рисунков и записей на полях, содержащих комментарии и толкования относительно фрагментов текста. На полях Евангелия на страницах с 25 по 47 сделана важная запись: «7186 (1678) г[ода] марта в 19 день сия книга Святое Евангелие приложено к церкви Иоанна Богослова что в Саранске городе». Переплет Евангелия выполнен из дерева, обтянутого зеленым бархатом. Он был изготовлен позднее — в XIX веке. Обрез (кромка) книги оформлен золотом с чеканкой.
Во времена реформ патриарха Никона (1605–1681) в предисловиях и послесловиях изданий Московского печатного двора — первой русской типографии, указывалось, что тексты соответствуют древнегреческим книгам. Хотя на самом деле правки в них вносились на основании новогреческих изданий, которые часто не совпадали с древнейшими рукописями. О том, что представленное напрестольное Евангелие напечатано с исправленного текста, свидетельствуют четырехугольные крестики вверху книжных заставок.
В советское время церковь хотели снести, но прихожане смогли отстоять храм. До февраля 1944 года здесь располагался архив НКВД, но затем церковь была открыта для верующих и долго оставалась единственным действующим православным храмом в Саранске. Церковь Иоанна Богослова — памятник архитектуры федерального значения, внесена в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году. С 1991 по 2006 год выполняла функции кафедрального собора Саранской и Мордовской епархии.
Напрестольное Евангелие — это богослужебная книга, содержащая текст четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Иоанна и Луки) и расписание богослужебных чтений. Представленное напрестольное Евангелие напечатано на голландской бумаге с водяными знаками Foolscap (голова шута в зубчатой пелерине) и Amsterdam (герб города Амстердама). Несмотря на то, что бумажное производство появилось в России еще в 60-х годах XVI века, голландская бумага все-таки была более популярна. Появившись на российском книжном рынке во второй половине XVII века, она быстро вытеснила все другие материалы.
Титульный лист Евангелия оформлен орнаментальными рамками из наборных украшений, текст дополнен изображениями событий земной жизни Иисуса Христа и гравюрами евангелистов. Заставку «Господь Вседержитель» рисовал старец Паисий, гравюры евангелиста Иоанна — Федор Зубов, изображение евангелиста Луки — Сергей Аврамов, а доски резали иеромонах Иоасаф и А. Нефедьев.
Орнамент Евангелия состоит из инициалов, заставок и рамок для маргиналий — рисунков и записей на полях, содержащих комментарии и толкования относительно фрагментов текста. На полях Евангелия на страницах с 25 по 47 сделана важная запись: «7186 (1678) г[ода] марта в 19 день сия книга Святое Евангелие приложено к церкви Иоанна Богослова что в Саранске городе». Переплет Евангелия выполнен из дерева, обтянутого зеленым бархатом. Он был изготовлен позднее — в XIX веке. Обрез (кромка) книги оформлен золотом с чеканкой.
Во времена реформ патриарха Никона (1605–1681) в предисловиях и послесловиях изданий Московского печатного двора — первой русской типографии, указывалось, что тексты соответствуют древнегреческим книгам. Хотя на самом деле правки в них вносились на основании новогреческих изданий, которые часто не совпадали с древнейшими рукописями. О том, что представленное напрестольное Евангелие напечатано с исправленного текста, свидетельствуют четырехугольные крестики вверху книжных заставок.