В собрании музея хранятся книги, некогда принадлежавшие семье Киприяновых — богатым купцам, мореходам, жертвовавшим храмам и монастырям крупные суммы, земли и иконы. Наибольшую ценность в киприяновском собрании представляет Евангелие 1677 года, отпечатанное в Москве и «положенное» вкладом в Спасо-Преображенский монастырь. Согласно полистной записи вкладчиком стал «посадской человек Семен Еуплов Киприянов» в мае 1679 года.
Еупл — святочное имя в память мученика архидиакона Евпла, буквально означает «благоплавающий, благоприятствующий плаванию». В повседневной жизни отца указанного Семёна Киприянова звали Вторым (по традиции, такие имена-числительные получали дети в порядке появления в семье).
Еупл-Вторый Кузьмин сын, самый известный представитель фамилии, присутствовал выборным делегатом на московском Земском соборе при принятии Соборного уложения 1649 года. В 1653 году принял постриг под именем Ефрема в Соловецком монастыре, входил в число соборных старцев, был строителем Соловецкого подворья в Москве.
Как свидетельствует Александр Николаевич Старицын («Прения о вере в Каргополе»), Еупл-Ефрем сыграл важную роль в превращении Каргополя «в своеобразное убежище для староверов». В борьбе соловецких партий между архимандритом Варфоломеем и Герасимом Фирсовым он принял сторону последнего, за что был лишен всех привилегий и выслан с Соловков в Ошевенский монастырь.
При содействии сыновей Андрея, Семена и Ефима старец Ефрем помог перебраться в Каргополь многим монахам, попавшим в опалу при архимандрите Варфоломее, в том числе (предположительно) своему духовнику чернецу Пафнутию, Герману, Иосифу Сухому, дьякону Игнатию, Никону, Трифону, Тимофею. Они и стали у истоков каргопольского старообрядческого общежительства.
После кончины Ефрема (Спасо-Преображенская обитель, 1647 год) его сыновья продолжали поддерживать монастырь. Их род пользовался авторитетом в Каргополе и только к концу XVIII века постепенно угас.
Представленное Евангелие украшают гравюры с изображениями евангелистов Луки, Марка, Матвея и Иоанна. Последняя выполнена под руководством иконописца Оружейной палаты Фёдора Зубова. Зубов обучался иконописи в Великом Устюге, не раз мастера привлекали для выполнения заказов для Архангельского собора Московского кремля.