Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Исторический зал XVI — начала XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона Богоматерь Знамение

Время создания
последняя четверть XVII века
Размер
105x87 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
2
Открыть в приложении
#1
Мастера Оружейной палаты
Икона Богоматерь Знамение
#5
На иконе изображена Божия Матерь в иконописном типе Оранта с руками, поднятыми вверх и раскинутыми в стороны в традиционном жесте заступнической молитвы. Ее грудь украшает медальон с изображением Божественного Младенца Христа. В 1938 г. икону передали в Краеведческий музей из Иоанно-Богословской церкви города Саранска.

В средневизантийский период (IX–XII вв.) в искусстве связывали икону с темами прославления Божией Матери и утверждения истинности Воплощения Спасителя. Вероятно, такая иконография возникла в Византии еще до того, как распространилось почитание православных икон. Есть факты, по которым можно предположить, что этот иконописный тип возродили в Константинополе примерно в середине XI века.

Особенность иконографического типа — соединение двух, почитаемых во Влахернском храме, образов Божией Матери. Первый образ описали в «Книге церемоний» императора Константина Багряного в Х веке, это мраморное изображение Божией матери с поднятыми руками, из которых текла святая вода. Второй образ — фигура Богоматери, держащая перед собой изображение Христа на круглом щите или пластине. Этот образ замуровали в период иконоборчества и обнаружили в 1030–1031 годах.

Иконография, которую по византийской традиции иногда именовали «Богоматерь Влахернитисса», имела множество трактовок. Поднятые руки Божией Матери и широко распахнутый мафорий (женская верхняя одежда, покрывающая тело с головы до пят) связывали с идеей защитить весь христианский мир. Эту идею также выразили в алтарной мозаике киевского Софийского собора и в русской иконографии Покрова Богородицы. Второй смысловой оттенок иконы — Воплощение Христа, ассоциировали с темой принесенного в мир Божественного света.

В иконе очень ярко демонстрируется тема Божественного света, ее олицетворяют многоцветные лучи, которые исходят от образа Божественного Младенца на медальоне и от головы Богоматери. Очень любопытная деталь иконы — нимб Христа выходит за границы медальона. Чтобы придать розовато-зеленому сиянию вокруг Спасителя объем, края медальона покрыли олифой несколько раз. Внутри медальона изображены лучи, золотистые идут от центра, а серебристые направлены к Божественному Младенцу.

В поствизантийский период, примерно с конца XV века, фигура Богоматери с образом воплотившегося Христа (как с медальоном, так и без) в русской традиции именовалась как «Богоматерь Воплощение» или «Богоматерь Знамение». Сначала название «Богоматерь Знамение» встречалось чаще всего в Новгородских произведениях.

Предполагается, что слово «знамение» связывали с пророчеством Исайи и рассказами о чуде от новгородской иконы в XII веке. Когда во время княжеских междоусобиц в 1170 году Новгород осадили русские князья, то жители вынесли икону Пресвятой Богородицы на стены кремля. Одна из стрел осаждающих угодила в чудотворный образ, и из очей Богоматери истекли слезы. По одному из преданий, город покрыла тьма, и осаждающие в страхе ушли из новгородских пределов.
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона Богоматерь Знамение

Время создания
последняя четверть XVII века
Размер
105x87 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%