На иконе изображена Божия Матерь в иконописном типе Оранта с руками, поднятыми вверх и раскинутыми в стороны в традиционном жесте заступнической молитвы. Ее грудь украшает медальон с изображением Божественного Младенца Христа. В 1938 г. икону передали в Краеведческий музей из Иоанно-Богословской церкви города Саранска.
В средневизантийский период (IX–XII вв.) в искусстве связывали икону с темами прославления Божией Матери и утверждения истинности Воплощения Спасителя. Вероятно, такая иконография возникла в Византии еще до того, как распространилось почитание православных икон. Есть факты, по которым можно предположить, что этот иконописный тип возродили в Константинополе примерно в середине XI века.
Особенность иконографического типа — соединение двух, почитаемых во Влахернском храме, образов Божией Матери. Первый образ описали в «Книге церемоний» императора Константина Багряного в Х веке, это мраморное изображение Божией матери с поднятыми руками, из которых текла святая вода. Второй образ — фигура Богоматери, держащая перед собой изображение Христа на круглом щите или пластине. Этот образ замуровали в период иконоборчества и обнаружили в 1030–1031 годах.
Иконография, которую по византийской традиции иногда именовали «Богоматерь Влахернитисса», имела множество трактовок. Поднятые руки Божией Матери и широко распахнутый мафорий (женская верхняя одежда, покрывающая тело с головы до пят) связывали с идеей защитить весь христианский мир. Эту идею также выразили в алтарной мозаике киевского Софийского собора и в русской иконографии Покрова Богородицы. Второй смысловой оттенок иконы — Воплощение Христа, ассоциировали с темой принесенного в мир Божественного света.
В иконе очень ярко демонстрируется тема Божественного света, ее олицетворяют многоцветные лучи, которые исходят от образа Божественного Младенца на медальоне и от головы Богоматери. Очень любопытная деталь иконы — нимб Христа выходит за границы медальона. Чтобы придать розовато-зеленому сиянию вокруг Спасителя объем, края медальона покрыли олифой несколько раз. Внутри медальона изображены лучи, золотистые идут от центра, а серебристые направлены к Божественному Младенцу.
В поствизантийский период, примерно с конца XV века, фигура Богоматери с образом воплотившегося Христа (как с медальоном, так и без) в русской традиции именовалась как «Богоматерь Воплощение» или «Богоматерь Знамение». Сначала название «Богоматерь Знамение» встречалось чаще всего в Новгородских произведениях.
Предполагается, что слово «знамение» связывали с пророчеством Исайи и рассказами о чуде от новгородской иконы в XII веке. Когда во время княжеских междоусобиц в 1170 году Новгород осадили русские князья, то жители вынесли икону Пресвятой Богородицы на стены кремля. Одна из стрел осаждающих угодила в чудотворный образ, и из очей Богоматери истекли слезы. По одному из преданий, город покрыла тьма, и осаждающие в страхе ушли из новгородских пределов.
В средневизантийский период (IX–XII вв.) в искусстве связывали икону с темами прославления Божией Матери и утверждения истинности Воплощения Спасителя. Вероятно, такая иконография возникла в Византии еще до того, как распространилось почитание православных икон. Есть факты, по которым можно предположить, что этот иконописный тип возродили в Константинополе примерно в середине XI века.
Особенность иконографического типа — соединение двух, почитаемых во Влахернском храме, образов Божией Матери. Первый образ описали в «Книге церемоний» императора Константина Багряного в Х веке, это мраморное изображение Божией матери с поднятыми руками, из которых текла святая вода. Второй образ — фигура Богоматери, держащая перед собой изображение Христа на круглом щите или пластине. Этот образ замуровали в период иконоборчества и обнаружили в 1030–1031 годах.
Иконография, которую по византийской традиции иногда именовали «Богоматерь Влахернитисса», имела множество трактовок. Поднятые руки Божией Матери и широко распахнутый мафорий (женская верхняя одежда, покрывающая тело с головы до пят) связывали с идеей защитить весь христианский мир. Эту идею также выразили в алтарной мозаике киевского Софийского собора и в русской иконографии Покрова Богородицы. Второй смысловой оттенок иконы — Воплощение Христа, ассоциировали с темой принесенного в мир Божественного света.
В иконе очень ярко демонстрируется тема Божественного света, ее олицетворяют многоцветные лучи, которые исходят от образа Божественного Младенца на медальоне и от головы Богоматери. Очень любопытная деталь иконы — нимб Христа выходит за границы медальона. Чтобы придать розовато-зеленому сиянию вокруг Спасителя объем, края медальона покрыли олифой несколько раз. Внутри медальона изображены лучи, золотистые идут от центра, а серебристые направлены к Божественному Младенцу.
В поствизантийский период, примерно с конца XV века, фигура Богоматери с образом воплотившегося Христа (как с медальоном, так и без) в русской традиции именовалась как «Богоматерь Воплощение» или «Богоматерь Знамение». Сначала название «Богоматерь Знамение» встречалось чаще всего в Новгородских произведениях.
Предполагается, что слово «знамение» связывали с пророчеством Исайи и рассказами о чуде от новгородской иконы в XII веке. Когда во время княжеских междоусобиц в 1170 году Новгород осадили русские князья, то жители вынесли икону Пресвятой Богородицы на стены кремля. Одна из стрел осаждающих угодила в чудотворный образ, и из очей Богоматери истекли слезы. По одному из преданий, город покрыла тьма, и осаждающие в страхе ушли из новгородских пределов.