Спектакль: «Болт». Постановщик: Лопухов Федор Васильевич. 08.04.1931 — генеральная репетиция. Премьера не состоялась. Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).
В 1920-е годы машина — главный художественный фетиш, заводской цех — самое желанное театральное пространство. Можно вспомнить спектакль Эйзенштейна «Противогаз», шедший на Московском газовом заводе; оркестровый эпизод «Завод. Музыка машин» Мосолова — часть неосуществленного балета «Сталь»; оперу Дешевова «Лед и сталь» со вторым актом «Металлургический завод»; западный отзвук — «Стальной скок» в антрепризе Дягилева.
«Учись у машин! производи! не акай!» — призывает хореограф Николай Фореггер, изобретатель сверхпопулярных «танцев машин».
Появление в этом ряду «Болта» — большого, трехактного балета, бывшего и блистательной сатирой на пролетарскую драму, и гимном машине, и признанием в любви театру и всепоглощающей игровой стихии, — неслучайно, как неслучаен и его провал: к 1931 году, когда балет дошел до сцены, время театра-завода истекло.
Появление в этом ряду «Болта» — большого, трехактного балета, бывшего и блистательной сатирой на пролетарскую драму, и гимном машине, и признанием в любви театру и всепоглощающей игровой стихии, — неслучайно, как неслучаен и его провал: к 1931 году, когда балет дошел до сцены, время театра-завода истекло.