Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «НЭП: хлеба и зрелищ!»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз костюма Салопницы к балету «Болт»

Время создания
1931
Место создания
Россия. Ленинград
Размер
35x26,5 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, карандаш
11
Открыть в приложении
#3
Бруни Т.Г.
Эскиз костюма Салопницы к балету «Болт» Д. Шостаковича
#2
Спектакль: «Болт». Постановщик: Лопухов Федор Васильевич. 08.04.1931 — генеральная репетиция. Премьера не состоялась. Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).
В 1920-е годы машина — главный художественный фетиш, заводской цех — самое желанное театральное пространство. Можно вспомнить спектакль Эйзенштейна «Противогаз», шедший на Московском газовом заводе; оркестровый эпизод «Завод. Музыка машин» Мосолова — часть неосуществленного балета «Сталь»; оперу Дешевова «Лед и сталь» со вторым актом «Металлургический завод»; западный отзвук — «Стальной скок» в антрепризе Дягилева. 
«Учись у машин! производи! не акай!» — призывает хореограф Николай Фореггер, изобретатель сверхпопулярных «танцев машин».
Появление в этом ряду «Болта» — большого, трехактного балета, бывшего и блистательной сатирой на пролетарскую драму, и гимном машине, и признанием в любви театру и всепоглощающей игровой стихии, — неслучайно, как неслучаен и его провал: к 1931 году, когда балет дошел до сцены, время театра-завода истекло.
#9
Костюм Салопницы, персонажа II акта балета «Болт» Д.Д. Шостаковича в мастерских Театра им. А.С. Пушкина. 1931
#11
Сценарий написал Виктор Смирнов, экономист по образованию, комиссар дивизии в Гражданскую войну, а к 1931 году — директор фабрики «Союзкино», талантливый менеджер и старательный литератор. Темы грядущей индустриализации и угрозы производственного саботажа были в то время актуальны, типажи прогульщика, бюрократа, соглашателя — крайне популярны в искусстве и журналистике. Сюжет «Болта» — лентяй Ленька Гульба закладывает в станок болт, срывая этим работу нового цеха, а вину сваливает на ударника Бориса — вышел нелепым и попросту несценичным. Известно, как по поводу смирновского либретто иронизировал Шостакович:
#12
Содержание очень актуальное. Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала). Потом ее починили (проблема амортизации), а заодно и новую купили. Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это занимает три акта.
Шостакович Д. Д. Письма И. И. Соллертинскому СПб.: Композитор, 2006
#6
Бруни Т.Г. Костюм Салопницы (пальто, шляпа, сумочка) к балету «Болт» Д.Д. Шостаковича. 1931
#7
…в программной статье Соллертинского «„Болт“ и проблема советского балета», опубликованной в брошюре «Болт» и выпущенной к премьере, указывалось, что, в отличие от предыдущих балетов на современную тему, таких, как «Красный вихрь» и «Красный мак», где эпитет «красный» «механически приставлялся к обветшалой „классической“ форме балетного спектакля», в «Болте» авторы ориентировались на «сюжетно-осмысленную, тематически-живую танцевальную драму». Между тем почти вся «драма» разворачивалась лишь в третьем акте. А два первых представляли собой экспозицию — своеобразное ревю-обозрение сатирических персонажей, характерных для искусства этих лет: прогульщик, оппортунист, бюрократ, соглашатель, поп, салопницы и т. д. Сатирические «портреты» перемежались массовыми танцами и пантомимными сценами, такими, как «На работу с гимнастикой», «Проверка установки машин», «Кадриль комсомольцев», «Пуск цеха» и другие.
Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976
#8
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Эскиз костюма Салопницы к балету «Болт»

Время создания
1931
Место создания
Россия. Ленинград
Размер
35x26,5 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, карандаш
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%