На рубеже 20-30-х годов Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ, в прошлом Мариинский) старался идти в ногу со временем. Так возникла идея балета «Болт». Балетмейстер Федор Лопухов писал: «Хотелось показать на сцене рабочий люд, который никогда не появлялся в балетном спектакле, цех завода, клуб, развлечения комсомольцев». Сюжет был выбран производственный: открытие нового цеха, которому тщетно пытаются помешать разного рода саботажники и вредители (борьба с «вредителями» — едва ли не главная тема советского театра и кино 30-х годов). Никакой любовной истории, никакой лирики — только трудовой энтузиазм комсомольцев и карикатурное изображение «чуждых элементов». Стиль — острый, яркий, плакатный.
Эскиз к спектаклю «Болт»
Время создания
1931 год
Место создания
Ленинград
Размер
31x27,6 см
Техника
бумага, акварель, гуашь
Выставка
7
Открыть в приложении#1
Бруни Т.Г.
Эскиз мужского костюма к балету «Болт». Пьяница.
#2
#6
Плакат к премьере балета «Болт» Д.Д. Шостаковича (автор плаката Бруни Т.Г.)
#3
Музыка Дмитрия Шостаковича — сочетание симфонизма и театральности, с конкретными характеристиками самых разных персонажей, в том числе коллективных. Хореография Федора Лопухова — развитие нового хореографического языка, использование движений спортивных, танцевально-бытовых и даже машинно-производственных. Декорации Георгия Коршикова — конструктивизм, изобретательное использование сценического пространства. Костюмы Татьяны Бруни, правнучки знаменитого живописца Федора Бруни (его гигантское полотно «Медный змий» выставлено в Русском музее) — в стиле плакатов РОСТа. Жанр постановки — не балет, а «хореографический спектакль».
Бруни Т.Г. Эскиз женского костюма для 2-го действия балета «Болт». Приятельница Козелкова
#7
Бруни Т.Г. Эскиз женского костюма к балету «Болт». Комсомолка на веревочной лестнице
#4
Бруни Т.Г. Эскиз мужского костюма к балету «Болт». Комсомолец
Но в этом «не балете» парадоксальным образом сохранялась структура дивертисментного балета эпохи Петипа: в 1 акте прямо в цеху «подшефники дают рабочим концерт», во 2 акте перед зрителями предстает галерея характерных типов, а завершает спектакль праздничный концерт в заводском клубе: выступление клубной бригады (еще одна галерея «хореографических характеристик») и танец-игра «Красная армия». Отсюда стилистическая разница в эскизах костюмов. Если изображение Комсомолки в меру условно, то два других — Пьяница и Оппортунист — плоскостные, ломаные, гротескно кубистические карикатуры, так как это персонажи Интермедий-плакатов из концерта 1 акта.
#5
К предстоящей премьере Государственное издательство художественной литературы в серии «В помощь зрителю» выпустило брошюру, в которой блистательный Иван Соллертинский дал точный и беспристрастный анализ спектакля. Увы, «помощь зрителю» не понадобилась. Шел 1931 год, и борьба с формализмом набирала обороты. «Болт» вызвал целый шквал гневных отповедей: «Приспособленческий спектакль», «Неудавшееся перевооружение балета», «Липовый болт», «Болт и болтливый формализм». После нескольких генеральных репетиций спектакль был снят.
#8
СПбГМТИМи
читать дальшескрыть
Эскиз к спектаклю «Болт»
Время создания
1931 год
Место создания
Ленинград
Размер
31x27,6 см
Техника
бумага, акварель, гуашь
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться