Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «НЭП: хлеба и зрелищ!»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз декорации I акта к оперетте «Мистер Икс»

Время создания
1927
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
26,8x33,7 см
Техника
акварель, бронзовая краска, серебряная краска, коллаж
11
Открыть в приложении
#3
Федотов И.С.
Эскиз декорации I акта к оперетте «Мистер Икс» И. Кальмана
#2
Спектакль: «Мистер Икс (Принцесса цирка)». Постановщик: Феона Алексей Николаевич. Премьера: 1927.
Принцесса цирка (нем. Die Zirkusprinzessin) — оперетта в трёх актах венгерского композитора Имре Кальмана, немецкое либретто Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Премьера состоялась в театре «Ан дер Вин» 26 марта 1926 года. Уже в 1927 году оперетта была поставлена в Москве и Петербурге. Правда, со значительными изменениями в либретто. Мало знакомые с культурой России и русского быта, либреттисты допустили множество ошибок и курьезных ситуаций, в результате чего оперетта на русской сцене никогда не ставилась в первоначальном виде, в противном случае вместо успех, она была бы осмеяна.
#12
Федотов И.С. Эскиз костюма Клоуна к оперетте «Мистер Икс» И. Кальмана. Около 1927
#6
Акт 1. Санкт-Петербург. Фойе цирка Станиславского
Действие происходит в 1912 году в Петербурге. Великосветская публика русской столицы заинтригована появившейся новой цирковой звездой. Это таинственный молодой артист, который никогда не снимает маски и выступает под псевдонимом Мистер Икс. Директор цирка Станиславский сообщает, что по условиям контракта даже он не видел лица Мистера Икс.
В окружении толпы поклонников в фойе цирка появляется молодая вдова, наследница огромного состояния княгиня Федора Палинская. По условиям завещания её покойного мужа она должна в течение шести недель выйти замуж за соотечественника, в противном случае весь капитал перейдёт к другим родственникам её покойного мужа, живущим за границей.
Вокруг княгини множество претендентов на её руку, среди которых — родственник российского императора великий князь Сергей Владимирович. Но Федора с насмешкой отвергает его.
Появляется Мистер Икс. Его представляют публике. Федора отказывает артисту в просьбе поцеловать ей руку. Шут, циркач недостоин такой чести. Поклонники княгини пытаются силой снять с Мистера Икс маску, чтобы удовлетворить любопытство своей дамы, но Федора останавливает ссору. Публика уходит в зал.
Мистер Икс размышляет о судьбе циркового артиста и отношении к нему светского общества, затем спешит на арену. Он должен выступать.
В фойе появляется Тони Шлюмбергер, молодой австриец из Вены, который влюблён в цирковую танцовщицу англичанку Мейбл Гибсон. Мейбл на самом деле зовут Лизой, а за англичанку она выдаёт себя по настоянию директора цирка для экзотики. Договорившись о встрече, Тони уходит.
Возвращается после выступления Мистер Икс. Он потрясён встречей с Федорой и рассказывает Мейбл свою тайну. Его зовут Фёдор Палинский, и несколько лет назад он был влюблён в эту женщину, которая оказалась невестой его дяди — князя Палинского. Когда князь узнал о влюблённости племянника в свою невесту, он разрушил его карьеру в гусарском полку, и Фёдору пришлось бежать из дома и стать цирковым артистом.
Появляется великий князь Сергей Владимирович, которому Федора только что отказала в очередной раз. Расставшись с надеждой стать мужем княгини, великий князь решает отомстить ей, опозорив в глазах светского общества. Для этого он предлагает Мистеру Икс познакомиться с Федорой под именем принца Кирасова. Мистер Икс соглашается, он не может устоять перед искушением видеть любимую женщину и говорить с нею. Князь приглашает всех принять участие в праздничном ужине прямо здесь в фойе цирка.
Мистер Икс приходит без маски. Великий князь представляет его Федоре как князя Кирасова. Федора не сводит глаз с молодого красавца. План великого князя начинает осуществляться.
#7
Федотов И.С. Эскиз костюма Теодоры Вердье к оперетте «Мистер Икс» И. Кальмана. Около 1927
#8
Акт 2. Бальный зал во дворце великого князя
Прошло шесть недель. Чувство Федоры и мнимого принца Кирасова окрепло. Они влюблены друг в друга, но великий князь считает необходимым ускорить события. На балу он передаёт княгине подделанное им письмо от царя, в котором тот якобы требует, чтобы Федора завтра же явилась во дворец, где царь сам назначит ей жениха для того, чтобы капиталы её бывшего мужа остались в России.
Единственный выход — тут же в домашней церкви великого князя обвенчаться с князем Кирасовым. Влюблённые с восторгом принимают этот выход и отправляются в церковь. Перед этим князь обманывает Фёдора, говоря, что он обо всём рассказал Федоре.
На балу появляются Тони и Мейбл, их отношения тоже достигли кульминации. Они решают также обвенчаться немедленно. Обряд венчания совершён. Из церкви выходят князь и княгиня Кирасовы.
Неожиданно в зал входят цирковые артисты во главе с директором Станиславским. Они преподносят паре портрет Мистера Икс. Великий князь сообщает Федоре, что её муж на самом деле — циркач Мистер Икс, и она теперь стала принцессой цирка.
Княгиня в ужасе, она отвергает своего новоиспечённого мужа.
В гневе Фёдор открывает ей всю правду — он настоящий князь Палинский, влюблён в неё давно, и только из-за несчастной любви и ревности дяди вынужден был стать цирковым артистом. Федора пытается вернуть его, но Палинский уходит вместе с цирковыми артистами.
#9
Федотов И.С. Эскиз костюма мистера Икс к оперетте «Мистер Икс» И. Кальмана. Около 1927
#5
Акт 3. Вена. Гостиница «Эрцгерцог Карл»
В ресторане гостиницы хозяйка Карла Шлюмбергер и метрдотель Пеликан обсуждают дела гостиницы и личные дела хозяйки. Она обеспокоена поведением своего сына Тони, который вернулся из Санкт-Петербурга сам не свой. Также подозрения вызывает таинственная дама, поселившаяся в гостинице одновременно с возвращением Тони.
Тони в отчаянии: он не знает, как сообщить матери, которую побаивается, новость о том, что женился без её ведома, да ещё и на цирковой артистке. Тони обо всём рассказывает Пеликану, тот обещает помочь.
В ресторан спускается Лиза, она настаивает на том, чтобы Тони представил её матери. В разгар объяснения входит Карла. Скрывать правду более невозможно. После бурного объяснения Карла и Лиза находят общий язык и примиряются, Тони получает прощение. Ресторан открывается, появляется публика.
Среди гостей великий князь и Федора. Федора безутешна, но и горда, она не будет первая искать примирения со своим мужем, который уехал в неизвестном направлении после свадьбы. Великий князь всячески поддерживает её в этом.
Появляется Фёдор. Он простил жену, но не хочет объясняться с ней при великом князе. С помощью Пеликана великого князя удаётся удалить из ресторана. Фёдор подсаживается к Федоре.
И вот супруги помирились и будут теперь жить долго и счастливо.
#10
Федотов И.С. Эскиз костюма Клоуна к оперетте «Мистер Икс» И. Кальмана. Около 1927
#11
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Эскиз декорации I акта к оперетте «Мистер Икс»

Время создания
1927
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
26,8x33,7 см
Техника
акварель, бронзовая краска, серебряная краска, коллаж
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%