Картина неизвестного автора «Эсфирь перед Артаксерксом» — одно из многочисленных повторений одноименной работы основоположника классицизма Никола Пуссена.
Классицизм (от латинского слова «образцовый») — это направление в искусстве, которое опиралось на принципы древних цивилизаций Греции и Рима. Для этого течения были характерны гармония и сдержанность, элегантность и соблюдение пропорций. Эстетичный и рациональный стиль прочно укрепился в западной культуре начиная с эпохи Возрождения. Античные эталоны красоты доминировали на протяжении многих веков. В классицизме идеал был основан на каноне пропорций: золотого сечения и соотношения частей тела. Анатомический реализм с поправкой на совершенство повлек за собой также реализм эмоциональный и психологический, которые создавали драматическую напряженность и привлекали зрителя. А мифы и легенды о древнегреческих и римских богах и героях стали основным источником сюжетов.
Художники, работавшие в стиле классицизма, придерживались его четких канонов: преобладания общего над частным, линии — над цветом, прямых линий — над кривыми и т. д. В то же время мастер мог внести в картину волнующие его мотивы и смыслы — таким образом сквозь классические мотивы сквозили современные художнику проблематика и идеи.
Классицизм окончательно сформировался во Франции XVII века на фоне расцвета абсолютной монархии. Одним из главных представителей течения был француз Пуссен — первый живописец короля Людовика XIII. Картина Пуссена «Эсфирь перед Артаксерксом» стала образцом для разнообразных списков, копий и интерпретаций.
В основе сюжета — библейская история о спасении Эсфирью своего народа. Чтобы разоблачить козни слуги Омана, мечтающего об изгнании евреев, Эсфирь без разрешения ворвалась в тронный зал к мужу Артаксерксу, правителю Персии. От волнения она потеряла сознание.
Композиция решена художником как театральное действо, где каждый персонаж замер в наиболее выразительном ракурсе: девушка в обмороке, Артаксеркс бросается к ней — фигура царя в красном плаще становится основным объектом притяжения взгляда зрителя, предатель Оман застыл в позе доносчика, поднеся ладонь ко рту.
Место действия также напоминает театральную сцену: на первом плане действуют основные герои, на втором — фигуры помельче. Вдалеке сквозь арку виднеется «идеальная природа», обязательный элемент картин в стиле классицизма: высокое небо, солнечный день, сочная зелень, архитектурные руины. Колонны и статуя по краям действия выполняют роль кулис.
Классицизм (от латинского слова «образцовый») — это направление в искусстве, которое опиралось на принципы древних цивилизаций Греции и Рима. Для этого течения были характерны гармония и сдержанность, элегантность и соблюдение пропорций. Эстетичный и рациональный стиль прочно укрепился в западной культуре начиная с эпохи Возрождения. Античные эталоны красоты доминировали на протяжении многих веков. В классицизме идеал был основан на каноне пропорций: золотого сечения и соотношения частей тела. Анатомический реализм с поправкой на совершенство повлек за собой также реализм эмоциональный и психологический, которые создавали драматическую напряженность и привлекали зрителя. А мифы и легенды о древнегреческих и римских богах и героях стали основным источником сюжетов.
Художники, работавшие в стиле классицизма, придерживались его четких канонов: преобладания общего над частным, линии — над цветом, прямых линий — над кривыми и т. д. В то же время мастер мог внести в картину волнующие его мотивы и смыслы — таким образом сквозь классические мотивы сквозили современные художнику проблематика и идеи.
Классицизм окончательно сформировался во Франции XVII века на фоне расцвета абсолютной монархии. Одним из главных представителей течения был француз Пуссен — первый живописец короля Людовика XIII. Картина Пуссена «Эсфирь перед Артаксерксом» стала образцом для разнообразных списков, копий и интерпретаций.
В основе сюжета — библейская история о спасении Эсфирью своего народа. Чтобы разоблачить козни слуги Омана, мечтающего об изгнании евреев, Эсфирь без разрешения ворвалась в тронный зал к мужу Артаксерксу, правителю Персии. От волнения она потеряла сознание.
Композиция решена художником как театральное действо, где каждый персонаж замер в наиболее выразительном ракурсе: девушка в обмороке, Артаксеркс бросается к ней — фигура царя в красном плаще становится основным объектом притяжения взгляда зрителя, предатель Оман застыл в позе доносчика, поднеся ладонь ко рту.
Место действия также напоминает театральную сцену: на первом плане действуют основные герои, на втором — фигуры помельче. Вдалеке сквозь арку виднеется «идеальная природа», обязательный элемент картин в стиле классицизма: высокое небо, солнечный день, сочная зелень, архитектурные руины. Колонны и статуя по краям действия выполняют роль кулис.