В экспозиции Самарского областного художественного музея представлен изящный настольный экран XVIII века из слоновой кости. Экран предназначался для украшения письменного стола, его также могли применять для защиты пламени свечи от дуновений ветра.
Экран оформлен ажурной резьбой и рельефными композициями. С одной стороны можно увидеть изображение поэта в павильоне на фоне пейзажа, с обратной стороны — танцующей девушки. Подставка украшена символическими изображениями драконов, львов Фо и журавлей. Белизна и проработанность экрана свидетельствуют о том, что он был создан в Кантонской (Гуанчжоуской) мастерской. Этот экспонат — яркий пример мастерства китайских резчиков по кости.
В Китае резьба по кости является одной из самых ранних техник декоративно-прикладного искусства. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960–1279 годы), а совершенствовался во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).
Для китайских мастеров резьбы по кости характерна утонченность с глубокой прорисовкой мельчайших деталей и преобладанием национальных мотивов. В Китае сформировались две основные школы резьбы по кости — Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская. Техника кантонских мастеров отличается тонкостью и роскошным декором, а также белизной. В Гуанчжоу слоновую кость отбеливали, отчего она и приобретала сияющий белый цвет. Для Пекинской же школы были характерны более сдержанный декор и лаконичность. В основном мастера Пекина изготавливали фигурки людей и подкрашивали кость для большей декоративности. Их изделия отличались тщательной полировкой, подчеркивающей природную текстуру кости.
Этот вид народного искусства требует осторожного обращения. Мастер должен принять во внимание не только свою задумку, но и особенности расположения ядра в бивне. Как правило, сначала ремесленник отесывает кость, придавая ей грубую форму, и лишь затем приступает к обработке более тонкими инструментами для придания завершенного вида.
Экран оформлен ажурной резьбой и рельефными композициями. С одной стороны можно увидеть изображение поэта в павильоне на фоне пейзажа, с обратной стороны — танцующей девушки. Подставка украшена символическими изображениями драконов, львов Фо и журавлей. Белизна и проработанность экрана свидетельствуют о том, что он был создан в Кантонской (Гуанчжоуской) мастерской. Этот экспонат — яркий пример мастерства китайских резчиков по кости.
В Китае резьба по кости является одной из самых ранних техник декоративно-прикладного искусства. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960–1279 годы), а совершенствовался во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).
Для китайских мастеров резьбы по кости характерна утонченность с глубокой прорисовкой мельчайших деталей и преобладанием национальных мотивов. В Китае сформировались две основные школы резьбы по кости — Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская. Техника кантонских мастеров отличается тонкостью и роскошным декором, а также белизной. В Гуанчжоу слоновую кость отбеливали, отчего она и приобретала сияющий белый цвет. Для Пекинской же школы были характерны более сдержанный декор и лаконичность. В основном мастера Пекина изготавливали фигурки людей и подкрашивали кость для большей декоративности. Их изделия отличались тщательной полировкой, подчеркивающей природную текстуру кости.
Этот вид народного искусства требует осторожного обращения. Мастер должен принять во внимание не только свою задумку, но и особенности расположения ядра в бивне. Как правило, сначала ремесленник отесывает кость, придавая ей грубую форму, и лишь затем приступает к обработке более тонкими инструментами для придания завершенного вида.