В коллекции Самарского областного художественного музея хранится украшенное цветочными узорами блюдо для плова, ляган, — яркий пример хорезмской керамики, традиционного ремесла Узбекистана.
Национальный колорит среднеазиатской страны невозможно ощутить без лягана. Это огромная плоская тарелка с пловом для сервировки во время торжеств или ежедневных посиделок большой семьи. Это символ гостеприимства и дружбы, ведь для восточного человека общение с дорогим гостем за принятием пищи — особый ритуал.
В каждом регионе Узбекистана сформировалась уникальная местная школа керамики. Так, в городе Бухара — одной из жемчужин Великого шелкового пути — гончары испокон веков пользовались не меньшим почетом и уважением, чем ученые и купцы.
А в одном из старейших городов мира — Хиве — сложилась хорезмская школа керамики. Она отличается монументальностью четкой графики геометрического орнамента. Местный керамический стиль Хорезма практически не претерпел изменений и дошел до нас через тысячелетия в первозданном виде. Изготовление такой керамической посуды — это очень трудоемкое дело. Вначале формируется глина, ее выкладывают на основу из гипса, которая имитирует форму лягана. Сушится конструкция только в естественных условиях, в тени, а не под раскаленным солнцем. Затем ее грунтуют белой жидкой глиной, на которую после сушки наносят узоры. Поверх росписи накладывают глазурь из оксида свинца и отправляют в печь для обжига на 8–10 часов. Температура должна быть не меньше 1000 градусов. Даже самый искусный мастер не может заранее знать, насколько качественным и красивым получится блюдо для плова.
Хорезмская керамика очень символична. Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводятся тонкими контурами марганца, а фон заливается темно-синим кобальтом или сине-зеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь, без использования современных красителей и лаков, наносится очень толстым слоем, усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколение.
Национальный колорит среднеазиатской страны невозможно ощутить без лягана. Это огромная плоская тарелка с пловом для сервировки во время торжеств или ежедневных посиделок большой семьи. Это символ гостеприимства и дружбы, ведь для восточного человека общение с дорогим гостем за принятием пищи — особый ритуал.
В каждом регионе Узбекистана сформировалась уникальная местная школа керамики. Так, в городе Бухара — одной из жемчужин Великого шелкового пути — гончары испокон веков пользовались не меньшим почетом и уважением, чем ученые и купцы.
А в одном из старейших городов мира — Хиве — сложилась хорезмская школа керамики. Она отличается монументальностью четкой графики геометрического орнамента. Местный керамический стиль Хорезма практически не претерпел изменений и дошел до нас через тысячелетия в первозданном виде. Изготовление такой керамической посуды — это очень трудоемкое дело. Вначале формируется глина, ее выкладывают на основу из гипса, которая имитирует форму лягана. Сушится конструкция только в естественных условиях, в тени, а не под раскаленным солнцем. Затем ее грунтуют белой жидкой глиной, на которую после сушки наносят узоры. Поверх росписи накладывают глазурь из оксида свинца и отправляют в печь для обжига на 8–10 часов. Температура должна быть не меньше 1000 градусов. Даже самый искусный мастер не может заранее знать, насколько качественным и красивым получится блюдо для плова.
Хорезмская керамика очень символична. Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводятся тонкими контурами марганца, а фон заливается темно-синим кобальтом или сине-зеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь, без использования современных красителей и лаков, наносится очень толстым слоем, усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколение.