Екатерина Хвощинская, в замужестве Чичерина, была матерью русского правоведа, философа, историка, публициста и педагога Бориса Чичерина. Долгое время этот портрет кисти Владимира Шервуда считался изображением ее невестки, Александры Капнист.
Екатерина Хвощинская происходила из древнего столбового дворянства. В 1827 году она вышла замуж за Николая Чичерина, прапорщика Переяславского конно-егерского полка, поручика в отставке. В браке у них родилось 8 детей.
Екатерина Чичерина была женщиной религиозной, это отразилось на старшем сыне, Борисе Чичерине, который в зрелые годы даже написал книгу «Наука и религия». Она же настояла на том, чтобы его не отдавали в училище, и тот получил чисто домашнее образование.
Версию, что на картине изображена мать, а не жена известного правоведа, выдвинули сотрудники Дома-музея Г. В. Чичерина. Они обратили внимание, что на старинном снимке 1914 года портрет задрапирован тканью и вряд ли представляет здравствовавшую тогда хранительницу имения Караул Александру Чичерину.
Само произведение неровное по живописи. Платье, спинка кресла, фон написаны довольно небрежно и кажутся незавершенными. Вместе с тем Владимир Шервуд умело изобразил красивое моложавое лицо с легким румянцем и безмятежно-спокойным взглядом, устремленным в пространство.
Привлекает внимание застывший взор модели, похожий на взгляд незрячего человека — Екатерина Хвощинская в последние годы своей жизни ослепла. Однако, справа от зрителя на холсте, рядом со своей монограммой, автор поставил и дату — 1857 год. Между тем, по словам Бориса Чичерина, мать ослепла сразу после смерти отца в 1860 году. Следовательно, художник не мог изобразить ее слепой, но он угадал в неподвижном взоре женщины признаки будущей потери зрения.
Судя по дате, Владимир Шервуд написал портрет в период окончания Московского училища живописи и ваяния, из которого выпустился в том же 1857 году, получив звание «свободного художника пейзажной живописи». Эта картина — одна из ранних работ мастера, оставившего заметный след в истории русского изобразительного искусства.
Екатерина Хвощинская происходила из древнего столбового дворянства. В 1827 году она вышла замуж за Николая Чичерина, прапорщика Переяславского конно-егерского полка, поручика в отставке. В браке у них родилось 8 детей.
Екатерина Чичерина была женщиной религиозной, это отразилось на старшем сыне, Борисе Чичерине, который в зрелые годы даже написал книгу «Наука и религия». Она же настояла на том, чтобы его не отдавали в училище, и тот получил чисто домашнее образование.
Версию, что на картине изображена мать, а не жена известного правоведа, выдвинули сотрудники Дома-музея Г. В. Чичерина. Они обратили внимание, что на старинном снимке 1914 года портрет задрапирован тканью и вряд ли представляет здравствовавшую тогда хранительницу имения Караул Александру Чичерину.
Само произведение неровное по живописи. Платье, спинка кресла, фон написаны довольно небрежно и кажутся незавершенными. Вместе с тем Владимир Шервуд умело изобразил красивое моложавое лицо с легким румянцем и безмятежно-спокойным взглядом, устремленным в пространство.
Привлекает внимание застывший взор модели, похожий на взгляд незрячего человека — Екатерина Хвощинская в последние годы своей жизни ослепла. Однако, справа от зрителя на холсте, рядом со своей монограммой, автор поставил и дату — 1857 год. Между тем, по словам Бориса Чичерина, мать ослепла сразу после смерти отца в 1860 году. Следовательно, художник не мог изобразить ее слепой, но он угадал в неподвижном взоре женщины признаки будущей потери зрения.
Судя по дате, Владимир Шервуд написал портрет в период окончания Московского училища живописи и ваяния, из которого выпустился в том же 1857 году, получив звание «свободного художника пейзажной живописи». Эта картина — одна из ранних работ мастера, оставившего заметный след в истории русского изобразительного искусства.