Икона «Лабиринт духовный» относится к так называемому символико-дидактическому направлению в иконописи. Оно появилось в русском религиозном искусстве в XVI столетии. Произведения такого типа обычно связаны с толкованием богословской литературы и носят поучительный характер.
Лабиринт духовный
Время создания
Конец XVIII – первая треть XIX века
Размер
80x57 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
18
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Лабиринт духовный
#4
#3
Сюжет и композиция
#5
«Лабиринт духовный» аллегорически представляет земной путь простого христианина. Изображение духовных поисков человека по лабиринту впервые появилось в западноевропейских гравюрах XVII века. Русские иконописцы обратились к подобному сюжету лишь столетием позже. Эту фабулу часто копировали не только в иконописи, но и в народном творчестве. Но, где бы ни рисовали художники лабиринт, он почти всегда символизировал поиск духовного и физического спасения. <div><br></div>
Пространство иконы «Лабиринт духовный» мастер поделил на три части: верхнюю — рай с городом Иерусалимом, среднюю — земную жизнь и нижнюю — ад. В самом центре автор изобразил лабиринт со множеством выходов. Два из них ведут в рай, ещё двенадцать — в ад, по одному выходу на каждый грех. Справа налево: блуд, уныние, алчность, пьянство, тщеславие, гордость, убийство, гнев, немилосердие, зависть, оклеветание, чревоугодие. Иконописец прибавил к семи смертным грехам ещё пять. Таким образом он хотел усилить назидательный характер иконы.
#2
Внутри лабиринта находится круг, в котором автор показывает, как начинается и заканчивается жизнь человека. Слева мастер запечатлел новорожденного в колыбели, которого хочет забрать смерть. Справа лежит уже мертвый человек. Его душу принимает ангел, однако рядом с ним стоит бес, у которого в руках список грехов.
Сам жизненный путь христианина символизирует лестница: по ней идут мужчина с женщиной. В самом начале они ещё дети, а на последней ступени уже глубокие старцы, надписи над персонажами указывают их возраст — от одного до девяноста лет. С точки зрения композиции и построения пространства икона не традиционна. Мастер использовал приём обратной перспективы и нарисовал удалённые объекты более крупными.
По исполнению произведение больше похоже на гравюру или книжную иллюстрацию, нежели на икону. Автор написал сам лабиринт очень графично, прорисовав геометрически чёткий узор. Также в отличие от традиционных икон художник использовал в изображении много текста. В иконографии же слова чаще играют вспомогательную роль — мастера наносят их в соответствии с канонами. Эти особенности делают «Лабиринт духовный» уникальным с точки зрения иконографии произведением.
По исполнению произведение больше похоже на гравюру или книжную иллюстрацию, нежели на икону. Автор написал сам лабиринт очень графично, прорисовав геометрически чёткий узор. Также в отличие от традиционных икон художник использовал в изображении много текста. В иконографии же слова чаще играют вспомогательную роль — мастера наносят их в соответствии с канонами. Эти особенности делают «Лабиринт духовный» уникальным с точки зрения иконографии произведением.
#6
Музей «Новый Иерусалим»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Лабиринт духовный
Время создания
Конец XVIII – первая треть XIX века
Размер
80x57 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться